programmaNOO

Муниципальное казѐнное общеобразовательное учреждение
«Каршинская средняя общеобразовательная школа»
УТВЕРЖДАЮ
ДИРЕКТОР
МКОУ «Каршинская СОШ»
«__» мая 2013 г.
____________Гамзалаалиева А.А.

Основная образовательная программа
начального общего образования
муниципального казѐнного
общеобразовательного
учреждения
«Каршинская средняя общеобразовательная
школа»

с. Акуша
2013
1

1. Пояснительная записка
Основная
образовательная
программа
начального
общего
образования
муниципального казѐнного общеобразовательного учреждения «Каршинская средняя
общеобразовательная школа» (далее ООП НОО) разработана в соответствии
с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального
общего образования на основе Примерной основной образовательной программы
образовательного учреждения для начальной школы (автор А.М. Кондаков) с учѐтом
образовательных потребностей и запросов участников образовательного процесса.
ООП НОО составлена в соответствии с нормативно – правовой базой:
- Приказ Министерства образования и науки РФ от 06 октября 2009 года
№373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного стандарта
начального общего образования» (зарегистрирован в Минюсте 22 декабря 2009 года
№17785);
- Приказ Минобрнауки РФ от 26 ноября 2010 года № 1241 «О внесении изменений
в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего
образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской
Федерации от 06 октября 2009 года № 373» (зарегистрирован в Минюсте РФ 04 февраля
2011 года № 19707);
- Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.2.№2821-10,
«Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения
в общеобразовательных учреждениях» (зарегистрированные в Минюсте России 03 марта
2011 года №19993);
- Приказ Минобрнауки РФ от 22 сентября 2011 года № 2357 «О внесении изменений
в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего
образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской
Федерации от 06 октября 2009 года № 373» (зарегистрирован в Минюсте РФ 12 декабря
2011 года № 22540);
- Письмо Минобрнауки РФ от 12.05.2011 года №03-296 «Об организации внеурочной
деятельности при введении федерального государственного стандарта общего
образования»;
- Федеральная целевая программа развития образования на 2011-2015 годы (одобрена
11 ноября 2011г. на заседании президиума правительства РФ);
- Устав школы;
- Локальные акты школы.
Целью реализации ООП НОО является обеспечение планируемых результатов
по достижению выпускником начальной школы целевых установок, знаний, умений,
навыков и компетенций, определяемых личностными, семейными, общественными ,
государственными потребностями и возможностями ребѐнка младшего школьного
возраста, индивидуальными особенностями его развития и состояния здоровья.
Задачами ООП НОО являются:

создание условий для организации учебной деятельности,
развития
познавательных
процессов,
творческих
способностей,
эмоциональной сферы младшего школьника;

развитие и укрепление интереса к познанию самого себя
и окружающего мира;

воспитание любви к своему селу, к своей семье, к своей Родине, к
еѐ природе, истории, культуре;

формирование опыта этически и экологически обоснованного
поведения в природной и социальной среде;

создание условий для развития способностей и склонностей
младших школьников в соответствии с их специфическими потребностями
2

через расширение сферы дополнительного образования, его дальнейшей
интеграции с общим образованием;

организация
здоровьесберегающего
образовательного
пространства.
В основе реализации основной образовательной программы лежит системнодеятельностный подход, который предполагает:
 наличие у детей познавательного мотива (желания узнать, открыть, научиться)
и конкретной учебной цели (понимания того, что именно нужно выяснить,
освоить);
 выполнение учениками определѐнных действий для приобретения недостающих
знаний;
 выявление и освоение учащимися способа действия, позволяющего осознанно
применять приобретѐнные знания;
 формирование у школьников умения контролировать свои действия – как после их
завершения, так и по ходу;
 включение содержания обучения в контекст решения значимых жизненных задач.
ООП НОО опирается на развивающую парадигму, представленную в виде
основополагающих принципов:
–принцип целостного представления о мире
–принцип преемственности
–принцип дифференциации и индивидуализации обучения
–принцип творчества
–принцип психологической комфортности
–принцип вариативности
Перечисленные дидактические принципы необходимы для реализации современных
целей образования.
Основными средства реализации ООП НОО являются:
- значительный воспитательный потенциал;
- системно выстроенный потенциал для включения младших школьников
в учебную деятельность;
- возможности для дифференцированного и личностно – ориентированного
образования школьников;
- преобладание проблемно – поискового метода обучения;
- практическая направленность содержания материала с опорой на социальный опыт
ученика;
- творческие, проектные задания, учебные диалоги;
- возможности для моделирования изучаемых объектов и явлений окружающего
мира;
- возможности для разнообразия организационных форм обучения, в том числе
с использованием электронных ресурсов.
Основная образовательная программа начального общего образования
сформирована с учѐтом особенностей первой ступени общего образования как
фундамента всего последующего обучения. Начальная школа — особый этап в жизни
ребѐнка, связанный:
• с изменением при поступлении в школу ведущей деятельности ребѐнка —
с переходом к учебной деятельности (при сохранении значимости игровой), имеющей
общественный характер и являющейся социальной по содержанию;
• с освоением новой социальной позиции, расширением сферы взаимодействия
ребѐнка с окружающим миром, развитием потребностей в общении, познании,
социальном признании и самовыражении;
• с принятием и освоением ребѐнком новой социальной роли ученика, выражающейся
в формировании внутренней позиции школьника, определяющей новый образ школьной
3

жизни и перспективы личностного и познавательного развития;
• с формированием у школьника основ умения учиться и способности к организации
своей деятельности: принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности;
планировать свою деятельность, осуществлять еѐ контроль и оценку; взаимодействовать
с учителем и сверстниками в учебном процессе;
• с изменением при этом самооценки ребѐнка, которая приобретает черты
адекватности и рефлексивности;
• с моральным развитием, которое существенным образом связано с характером
сотрудничества со взрослыми и сверстниками, общением и межличностными
отношениями дружбы, становлением основ гражданской идентичности и мировоззрения.
При составлении основной образовательной программы приняты во внимание
возрастные особенности младшего школьного возраста (от 6,5 до 11 лет):
• центральные психологические новообразования, формируемые на данной ступени
образования: словесно-логическое мышление, произвольная смысловая память,
произвольное внимание, письменная речь, анализ, рефлексия содержания, оснований
и способов действий, планирование и умение действовать во внутреннем плане, знаковосимволическое мышление, осуществляемое как моделирование существенных связей
и отношений объектов;
• развитие целенаправленной и мотивированной активности учащегося, направленной
на овладение учебной деятельностью, основой которой выступает формирование
устойчивой системы учебно-познавательных и социальных мотивов и личностного смысла
учения.
ООП НОО реализуется через организацию урочной и внеурочной деятельности.
Для повышения эффективности учебно-воспитательного процесса в реализации
целей ООП НОО в МКОУ «Каршинская СОШ» используются следующие технологии:
- личностно-ориентированное обучение;
- проблемно-диалогическая технология;
- технология организации проектной деятельности;
- игровые технологии;
- информационно-коммуникационные технологии;
- технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).
ООП НОО является преемственной по отношению к дошкольному образованию.
2. Планируемые результаты освоения учащимися основной образовательной
программы начального общего образования
Планируемые результаты освоения ООП НОО (далее - Планируемые результаты)
являются одним из важнейших механизмов реализации требований Стандарта
к результатам учащихся, освоивших основную образовательную программу. Они
представляют собой систему обобщенных личностно-ориентированных целей
образования, допускающих дальнейшее уточнение и конкретизацию, что обеспечивает
определение и выявление всех составляющих планируемых результатов, подлежащих
формированию и оценке.
Планируемые результаты:
- обеспечивают связь между требованиями Стандарта, образовательным процессом
и системой оценки результатов ООП НОО;
- являются содержательной и критериальной основой для разработки программ
учебных предметов, курсов, учебно-методической литературы, а также для системы
оценки качества освоения учащимися ООП НОО.
В процессе освоения предметных курсов начальной школы планируемые результаты
предполагают выделение:
- базового уровня («Выпускник научится»)
4

- повышенного уровня («Выпускник получит возможность научиться»)
Задания базового уровня сложности проверяют сформированность знаний, умений
и способов учебных действий по данному предмету, которые необходимы для успешного
продолжения обучения на следующей ступени.
Задания повышенного уровня сложности проверяют способность выпускника
выполнять такие учебные или учебно-практические задания, в которых нет явного
указания на способ их выполнения. Учащийся сам должен выбрать этот способ из набора
известных, освоенных в процессе изучения данного предмета.
На ступени начального общего образования устанавливаются планируемые
результаты освоения:
междисциплинарной программой «Формирование универсальных
учебных действий», а также еѐ разделов «Чтение. Работа с текстом»
и «Формирование ИКТ – компетентности учащихся»;
программ по всем учебным предметам — «Русский язык», «Родной
язык» «Литературное чтение», «Литературное чтение на родном языке»,
«Математика», «Окружающий мир», «Основы духовно-нравственной
культуры народов России», «Музыка», «Изобразительное искусство»,
«Технология», «Физическая культура».
3. Формирование универсальных учебных действий
В результате изучения всех без исключения предметов на ступени начального
общего образования у выпускников будут сформированы личностные, регулятивные,
познавательные и коммуникативные универсальные учебные действия как основа умения
учиться.
В сфере личностных универсальных учебных действий
Выпускник научится:
1. Проявлять чувство сопричастности с жизнью своего народа и Родины, осознавать
свою гражданскую и национальную принадлежность. Собирать и изучать краеведческий
материал (история и география края).
2. Ценить семейные отношения, традиции своего народа. Уважать и изучать
историю России, культуру народов, населяющих Россию.
3. Определять личностный смысл учения; выбирать дальнейший образовательный
маршрут.
Выпускник получит возможность научиться:
1. Регулировать свое поведение в соответствии с познанными моральными нормами
и этическими требованиями. Понимать чувства других людей и сопереживать
им, выражать свое отношение в конкретных поступках.
2. Ответственно относиться к собственному здоровью, к окружающей среде,
стремиться к сохранению живой природы.
3. Проявлять эстетическое чувство на основе знакомства с художественной
культурой.
В сфере регулятивных универсальных учебных действий
Выпускник научится:
1. Самостоятельно формулировать задание: определять его цель, планировать свои
действия для реализации задач, прогнозировать результаты, осмысленно выбирать
способы и приѐмы действий, корректировать работу по ходу выполнения.
2. Выбирать для выполнения определѐнной задачи различные средства: справочную
литературу, ИКТ, инструменты и приборы.
3. Осуществлять итоговый и пошаговый контроль результатов.
4. Оценивать результаты собственной деятельности, объяснять по каким критериям
проводилась оценка.
Выпускник получит возможность научиться:
5

1. Адекватно воспринимать аргументированную критику ошибок и учитывать
еѐ в работе над ошибками.
2. Ставить цель собственной познавательной деятельности (в рамках учебной
и проектной деятельности) и удерживать ее.
3. Планировать собственную внеучебную деятельность (в рамках проектной
деятельности) с опорой на учебники и рабочие тетради.
4. Регулировать своѐ поведение в соответствии с познанными моральными нормами
и этическими требованиями.
5.Планировать собственную деятельность, связанную с бытовыми жизненными
ситуациями: маршрут движения, время, расход продуктов, затраты и др.
В сфере познавательных универсальных учебных действий
Выпускник научится:
1.Ориентироваться в учебниках: определять умения, которые будут сформированы на
основе изучения данного раздела; определять круг своего незнания, осуществлять выбор
заданий, основываясь на своѐ целеполагание.
2. Самостоятельно подбирать
дополнительную информацию для изучения
незнакомого материала.
3. Сопоставлять и отбирать информацию, полученную из различных источников
(словари, энциклопедии, справочники, электронные диски, сеть Интернет).
Выпускник получит возможность научиться:
1.Анализировать, сравнивать, группировать различные объекты, явления, факты;
устанавливать закономерности и использовать их при выполнении заданий, устанавливать
причинно-следственные связи, строить логические рассуждения, проводить аналогии,
использовать обобщенные способы и осваивать новые приѐмы, способы.
2. Самостоятельно делать выводы, перерабатывать информацию, преобразовывать еѐ,
представлять информацию на основе схем, моделей, таблиц, гистограмм, сообщений.
3. Составлять сложный план текста.
4. Уметь передавать содержание в сжатом, выборочном, развѐрнутом виде,
в виде презентаций.
В сфере коммуникативных универсальных учебных действий
Выпускник научится:
1. Владеть диалоговой формой речи.
2. Читать вслух и про себя тексты учебников, других художественных и научнопопулярных книг, понимать прочитанное.
3. Оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных
и жизненных речевых ситуаций.
4. Формулировать собственное мнение и позицию; задавать вопросы, уточняя
непонятое в высказывании собеседника, отстаивать свою точку зрения, соблюдая правила
речевого этикета; аргументировать свою точку зрения с помощью фактов
и дополнительных сведений.
Выпускник получит возможность научиться:
1.Критично относиться к своему мнению. Уметь взглянуть на ситуацию с иной
позиции. Учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций
при работе в паре. Договариваться и приходить к общему решению.
2. Участвовать в работе группы: распределять обязанности, планировать свою часть
работы; задавать вопросы, уточняя план действий; выполнять свою часть обязанностей,
учитывая общий план действий и конечную цель; осуществлять самоконтроль,
взаимоконтроль и взаимопомощь.
3. Адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач.
4. Формирование ИКТ – компетентности учащихся
(метапредметные результаты)
6

В результате изучения всех без исключения предметов на ступени начального общего
образования начинается формирование навыков, необходимых для жизни и работы в
современном высокотехнологичном обществе. Учащиеся приобретут опыт работы с
гипермедийными информационными объектами, в которых объединяются текст, нагляднографические изображения, цифровые данные, неподвижные и движущиеся изображения,
звук, ссылки и базы данных и которые могут передаваться как устно, так и с помощью
телекоммуникационных технологий или размещаться в Интернете.
Знакомство со средствами ИКТ, гигиена работы с компьютером
Выпускник научится:
• использовать безопасные для органов зрения, нервной системы, опорнодвигательного аппарата эргономичные приѐмы работы с компьютером и другими
средствами ИКТ; выполнять компенсирующие физические упражнения (мини-зарядку);
• организовывать систему папок для хранения собственной информации в
компьютере.
Технология ввода информации в компьютер: ввод текста, запись звука, изображения,
цифровых данных
Выпускник научится:
• вводить информацию в компьютер с использованием различных технических
средств (фото- и видеокамеры, микрофона и т. д.), сохранять полученную информацию;
• владеть компьютерным письмом на русском языке; набирать текст на родном языке;
набирать текст на иностранном языке, использовать экранный перевод отдельных слов;
• рисовать изображения на графическом планшете;
• сканировать рисунки и тексты.
Выпускник получит возможность научиться использовать программу распознавания
сканированного текста на русском языке.
Обработка и поиск информации
Выпускник научится:
• подбирать оптимальный по содержанию, эстетическим параметрам и техническому
качеству результат видеозаписи и фотографирования, использовать сменные носители
(флэш-карты);
• описывать по определѐнному алгоритму объект или процесс наблюдения,
записывать аудиовизуальную и числовую информацию о нѐм, используя инструменты
ИКТ;
• собирать числовые данные в естественнонаучных наблюдениях и экспериментах,
используя цифровые датчики, камеру, микрофон и другие средства ИКТ, а также в ходе
опроса людей;
• редактировать цепочки экранов сообщения и содержание экранов в соответствии с
коммуникативной или учебной задачей, включая редактирование текста, цепочек
изображений, видео- и аудиозаписей, фотоизображений;
• пользоваться основными функциями стандартного текстового редактора, следовать
основным
правилам
оформления
текста;
использовать
полуавтоматический
орфографический контроль; использовать, добавлять и удалять ссылки в сообщениях
разного вида;
• искать информацию в соответствующих возрасту цифровых словарях и
справочниках, базах данных, контролируемом Интернете, системе поиска внутри
компьютера; составлять список используемых информационных источников (в том числе с
использованием ссылок);
• заполнять учебные базы данных.
Выпускник получит возможность научиться грамотно формулировать запросы при
поиске в Интернете и базах данных, оценивать, интерпретировать и сохранять найденную
информацию; критически относиться к информации и к выбору источника информации.
Создание, представление и передача сообщений
7

Выпускник научится:
• создавать текстовые сообщения с использованием средств ИКТ: редактировать,
оформлять и сохранять их;
• создавать сообщения в виде аудио- и видеофрагментов или цепочки экранов с
использованием иллюстраций, видеоизображения, звука, текста;
• готовить и проводить презентацию перед небольшой аудиторией: создавать план
презентации, выбирать аудиовизуальную поддержку, писать пояснения и тезисы для
презентации;
• создавать диаграммы, планы территории и пр.;
• создавать изображения, пользуясь графическими возможностями компьютера;
составлять новое изображение из готовых фрагментов (аппликация);
• размещать сообщение в информационной образовательной среде образовательного
учреждения;
• пользоваться основными средствами телекоммуникации; участвовать в
коллективной коммуникативной деятельности в информационной образовательной среде,
фиксировать ход и результаты общения на экране и в файлах.
Выпускник получит возможность научиться:
• представлять данные;
• создавать музыкальные произведения с использованием компьютера и музыкальной
клавиатуры, в том числе из готовых музыкальных фрагментов и «музыкальных петель».
Планирование деятельности, управление и организация
Выпускник научится:
• создавать движущиеся модели и управлять ими в компьютерно управляемых средах;
• определять последовательность выполнения действий, составлять инструкции
(простые алгоритмы) в несколько действий, строить программы для компьютерного
исполнителя с использованием конструкций последовательного выполнения и повторения;
• планировать несложные исследования объектов и процессов внешнего мира.
Выпускник получит возможность научиться:
• проектировать несложные объекты и процессы реального мира, своей собственной
деятельности и деятельности группы;
• моделировать объекты и процессы реального мира.
5. Программы отдельных учебных предметов, курсов, курсов
внеурочной деятельности
Основная образовательная программа начального общего образования в школе
реализуется
средствами
учебно-методических
комплектов
РИТМ
(Развитие.Индивидуальность.Творчество.Мышление.) Главная целевая установка всех
реализуемых учебно-методических комплектов созвучна с целевой установкой ФГОС:
воспитание гуманного, творческого, социально активного человека – гражданина и
патриота России, уважительно и бережно относящегося к среде своего обитания, к своей
семье, к природному и культурному достоянию своей малой Родины, своей
многонациональной страны и всего человечества.
На реализацию целевой установки УМК ориентированы ведущие задачи:
– создание условий для организации учебной деятельности, развития познавательных
процессов, творческих способностей, эмоциональной сферы младшего школьника;
– развитие и укрепление интереса к познанию самого себя и окружающего мира;
– воспитание любви к своему городу, к своей семье, к своей Родине, к ее природе,
истории, культуре;
– формирование опыта этически и экологически обоснованного поведения в
природной и социальной среде;
– формирование ценностного отношения к человеку, к природе, к миру, к знаниям.
В авторских программах определено содержание тех знаний, умений и способов
8

деятельности, которые являются надпредметными, т.е. формируются средствами каждого
учебного предмета, даѐт возможность объединить усилия всех учебных предметов для
решения общих задач обучения, приблизиться к реализации «идеальных» целей
образования. Такой подход позволит предупредить узкую предметность в отборе
содержания образования, обеспечить интеграцию в изучении разных сторон окружающего
мира.
Перечень программ учебных предметов для реализации начального общего
образования в МКОУ «Каршинская СОШ»
№ Класс

Предмет

Название
(вид)

Программа

автор

год
издания

1.

1-4

Русский
язык

Русский язык//Программы начального
общего образования. УМК РИТМ/
Издательство Дрофа

2.

4

Русский
язык

Русский язык//
Программа для начальных классов
дагестанской национальной школы/
Издательство НИИ Педагогики

Судакова Н.Я.
Шурпаева М.И.

2000

3.

1-4

Литературное
чтение

Литературное чтение//Программы для
общеобразовательных
учреждений/.УМК РИТМ
Издательство Дрофа

Джежелей О.В.

2010

4.

4

Русская
речь

Русский язык.Чтение. /Программы
образовательных учреждений/.
Издательство «Просвещение»

Климова Л.Ф.

2001

5.

2-4

Англий
ский
язык

6.

1-4

Математ
ика

7.

4

Математ
ика

8.

1-4

Окружа
ющий
мир

9.

4

Мир
вокруг
нас

Т.Г.Рамзаева

2011

Примерные программы
по учебным предметам. Начальная
школа. Часть 2. Иностранные языки»
(серия «Стандарты второго поколения»)
Математика//Программы начального
общего образования/УМК РИТМ.
М.: Просвещение
Математика /Программы
общеобразовательных учреждений/.
Издательство Просвещение
Окружающий мир// Программы
начального общего образования. / УМК
РИТМ
Издательство Дрофа
Мир вокруг нас./Программа
общеобразовательных учреждений./
Издательство «Просвещение»

2011
(2012)

Моро М.И.,
Бантова М.А.

2011

Моро М.И.
Колягин Ю.М.

2001

Саплина Е.В.
Сивоглазов В.И.

2013

Плешаков А.А.

2001

9

10. 1-4

ИЗО

ИЗО//Программа для
общеобразовательных учреждений 1-4
классы. М.: ВАКО

11. 4

ИЗО

2001

12. 4

Технол
огия

ИЗО//Программа общеобразовательных
Кузин В.С.
учреждений/.
Издательство «Просвещение»
Технология //Программы начального
Романина В.И.
общего образования. /
Машинистов
Издательство «Просвещение»
В.Г.

13. 1-4

Технол
огия

Лутцева Е.А.

2012

14. 1-4

Физиче
ская
культур
а

Технология//Сборник программ к
комплекту учебников «Начальная школа
21 века»
М.: Вентана-Граф
Физическая культура//Программы
начального общего образования. /

Погадаев Г.И.

2011

Анастасова Л.П.,
Ижевский П.В.,
Иванова Н.В.

2008

Давыдова М.А.

2013

15. 2

16. 1-4

17. 4

ОБЖ

Музыка
Основы
духовнонравстве
нной
культуры
народов
России

Программа по курсу «Основы
безопасности жизнедеятельности» для
1- 4 классов начальной
школы // Школа России. Концепция и
программы для начальных классов. В 2-х
частях. Ч. 2.
Программы начального общего
образования.
М.: ВАКО
Программа для общеобразовательных
учреждений 4 классов «Основы
религиозных культур и светской этики»

Бушкова Л.Ю.

2011

2011

Л.Я. Данилюк

2012

18.
19.
На основе представленных программ составлены рабочие программы,
отличающиеся от выше названных не более чем на 20 %, прошедшие процедуру
рассмотрения в соответствии с локальным актом школы.
Рабочие программы отдельных учебных предметов, курсов в соответствии с
требованиями стандарта второго поколения включает следующие компоненты:
1. Титульный лист.
2. Пояснительная записка.
3.Общая характеристика учебного предмета.
4. Описание места учебного предмета в учебном плане.
5. Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета.
10

6.Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного
предмета.
7.Содержание учебного предмета.
8.Тематическое планирование с определением основных видов учебной
деятельности учащихся.
9.Описание материально- технического обеспечения образовательного процесса.
Рабочие учебные программы являются составной частью основной образовательной
программы.
Программы внеурочной деятельности
Направление
Издательство/ орган
Сроки
№
развития
Программа
Автор
утверждающий
реализа
п\п
личности
документ
ции
1.
Духовно- «Растим патриотов»
Л.В. Емельянова,
Решение МЭС
4 года
нравственное
И.И. Полупанова
УО СГО, протокол №3
от 23.06.2011 г.
«Этика: азбука добра» И.С. Хомякова,
Сборник программ
4 года
В.И. Петрова
внеурочной
деятельности:
1-4 классы / под ред.
Н.Ф.Виноградовой. – М.:
Вентана-Граф, 2012.

2.

3.

«Приобщение детей
к истокам народной
культуры»
Общекульту «Художественное
рное
творчество: станем
волшебниками»

И.Н.
Епанешникова
Т.Н. Проснякова

«Волшебная
кисточка»

Л.Л.Чеканова,
О.В. Гладких

«Смотрю на мир
глазами художника»

Е.И. Коротеева

Общеинтелл «Азбука содержания
ектуальное животных»

В.А. Ясвин

Решение МЭС
УО СГО, протокол №3
от 23.06.2011 г.
Программы внеурочной
деятельности. Система
Л.В. Занкова /
Сост. Е.Н.Петрова. –
Самара: Издательство
«Учебная литература»:
Издательский дом
«Фѐдоров», 2011.
Решение МЭС
УО СГО, протокол №3
от 23.06.2011 г.
Примерные программы
внеурочной
деятельности. Начальное
и основное образование /
под ред. В.А.Горского. –
М.: Просвещение, 2010.
Примерные программы
внеурочной
деятельности. Начальное
и основное образование /
под ред. В.А.Горского. –
М.: Просвещение, 2010.

3 года
4 года

1 год
1 год

1 год

11

4.

Социальное

«Познай себя»

5.

Спортивно - « Подвижные игры»
оздоровител
ьное
«Я – пешеход
и пассажир»

О.В. Гунина
А.И. Королькова,
Т.Н. Ефременкова
Н.Ф. Виноградова

Решение МЭС
УО СГО, протокол №3
от 23.06.2011 г.
Решение МЭС
УО СГО, протокол №3
от 23.06.2011 г.
Сборник программ
внеурочной
деятельности:
1-4 классы / под ред.
Н.Ф.Виноградовой. – М.:
Вентана-Граф, 2012.

4 года
4 года
4 года

6. Программа духовно-нравственного развития, воспитания учащихся на
ступени начального общего образования
Программа духовно-нравственного развития, воспитания учащихся на ступени
начального общего образования (далее Программа) разработана на основании Концепции
духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, с учѐтом
культурно-исторических, социально-экономических, демографических особенностей
Республики Дагестан, запросов семей и подразумевает взаимодействие с семьѐй,
учреждениями дополнительного образования, традиционными религиозными и другими
общественными организациями, развитие ученического самоуправления, участие
учащихся в деятельности детско-юношеских движений и объединений, спортивных и
творческих клубов.
Программа направлена на воспитание в каждом ученике гражданина и патриота, на
раскрытие способностей и талантов учащихся, подготовку их к жизни в
высокотехнологичном конкурентном мире. Программа реализуется образовательным
учреждением в тесном сотрудничестве с семьями учащихся, с другими субъектами
социализации – социальными партнерами школы: ДДТ, ДЮСШ.
Цель и задачи духовно-нравственного развития и воспитания учащихся на
ступени начального общего образования
Целью духовно-нравственного развития и воспитания учащихся на ступени
начального общего образования является социально-педагогическая поддержка
становления и развития высоконравственного, творческого, компетентного гражданина
России, принимающего судьбу Отечества как свою личную, осознающего ответственность
за настоящее и будущее своей страны, укоренѐнного в духовных и культурных традициях
многонационального народа Российской Федерации.
Задачи духовно-нравственного воспитания определены как ожидаемые результаты в
логике требований к личностным результатам общего начального образования и
предусматривают:
В области формирования личностной культуры:
• формирование способности к духовному развитию, реализации творческого
потенциала в учебно-игровой, социально ориентированной деятельности на основе
нравственных установок и моральных норм, непрерывного образования, самовоспитания
и универсальной;
• укрепление нравственности, основанной на свободе воли и духовных
отечественных традициях, внутренней установке личности школьника поступать согласно
своей совести;
• формирование основ нравственного самосознания личности (совести) —
способности младшего школьника формулировать собственные нравственные
обязательства, осуществлять нравственный самоконтроль, требовать от себя выполнения
12

моральных норм, давать нравственную оценку своим и чужим поступкам;
• формирование нравственного смысла учения;
• формирование основ морали — осознанной учащимся необходимости
определѐнного поведения, обусловленного принятыми в обществе представлениями о
добре и зле, должном и недопустимом, укрепление у учащегося позитивной нравственной
самооценки, самоуважения и жизненного оптимизма;
• принятие учащимся базовых национальных ценностей, национальных и этнических
духовных традиций;
• формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
• формирование способности открыто выражать и отстаивать свою нравственно
оправданную позицию, проявлять критичность к собственным намерениям, мыслям и
поступкам;
• формирование способности к самостоятельным поступкам и действиям,
совершаемым на основе морального выбора, к принятию ответственности за их
результаты;
•
развитие
трудолюбия,
способности
к
преодолению
трудностей,
целеустремлѐнности и настойчивости в достижении результата.
В области формирования социальной культуры:
• формирование основ российской гражданской идентичности;
• пробуждение веры в Россию, свой народ, чувства личной ответственности за
Отечество;
• воспитание ценностного отношения к своему национальному языку и культуре;
• формирование патриотизма и гражданской солидарности;
• развитие навыков организации и осуществления сотрудничества с педагогами,
сверстниками, родителями, старшими детьми в решении общих проблем;
• укрепление доверия к другим людям;
• развитие доброжелательности и эмоциональной отзывчивости, понимания других
людей и сопереживания им;
• становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;
• формирование осознанного и уважительного отношения к традиционным
российским религиям и религиозным организациям, к вере и религиозным убеждениям;
• формирование толерантности и основ культуры межэтнического общения,
уважения к языку, культурным, религиозным традициям, истории и образу жизни
представителей народов России.
В области формирования семейной культуры:
• формирование отношения к семье как основе российского общества;
• формирование у учащегося уважительного отношения к родителям, осознанного,
заботливого отношения к старшим и младшим;
• формирование представления о семейных ценностях, тендерных семейных ролях и
уважения к ним;
• знакомство учащегося с культурно-историческими и этническими традициями
российской семьи.
Основные направления и ценностные основы духовно-нравственного развития и
воспитания учащихся
Общие задачи духовно-нравственного развития и воспитания учащихся на
ступени начального общего образования классифицированы и реализуются в соответствии
с направлениям, которые основаны на определѐнной системе базовых национальных
ценностей и должно обеспечивать усвоение их учащимися:
1.Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и
обязанностям человека (гражданско-патриотическое воспитание)
Ценности: любовь к России, своему народу, своему краю; служение Отечеству;
13

правовое государство; гражданское общество; свобода личная и национальная; доверие к
людям, институтам государства и гражданского общества.
2. Воспитание нравственных чувств и этического сознания (нравственноэтическое воспитание)
Ценности: нравственный выбор; жизнь и смысл жизни; справедливость;
милосердие;
честь;
достоинство;
уважение
к
родителям;
равноправие,
ответственность и чувство долга; мораль, честность, щедрость, забота о старших и
младших; свобода совести и вероисповедания; толерантность.
3.Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни
(трудовое воспитание)
Ценности: уважение к труду; творчество и созидание; стремление к познанию и
истине; целеустремлѐнность и настойчивость; бережливость; трудолюбие.
4. Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде
(экологическое воспитание).
Ценности: родная земля; заповедная природа; планета Земля; экологическое
сознание.
5.Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование
представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание).
Ценности: красота; гармония; духовный мир человека; эстетическое развитие,
самовыражение в творчестве и искусстве.
Все направления духовно-нравственного развития и воспитания важны, дополняют
друг друга и обеспечивают развитие личности на основе отечественных духовных,
нравственных и культурных традиций.
Реализация программы предполагает создание социально открытого пространства,
когда каждый педагог, сотрудник школы, родители разделяют ключевые смыслы духовных
и нравственных идеалов и ценностей, положенных в основание данной программы,
стремясь к их реализации в практической жизнедеятельности:
в содержании и построении уроков;
в способах организации совместной деятельности взрослых и детей в учебной и
внеучебной деятельности; в характере общения и сотрудничества взрослого и ребенка;
в опыте организации индивидуальной, групповой, коллективной деятельности
учащихся;
в специальных событиях, спроектированных с учетом определенной ценности и
смысла;
в личном примере ученикам.
Для организации такого пространства и его полноценного функционирования
требуются согласованные усилия всех социальных субъектов-участников воспитания:
семьи, общественных организаций, включая и детско-юношеские движения и
организации, учреждений дополнительного образования, культуры и спорта, СМИ,
традиционных российских религиозных объединений.

Основное содержание, виды деятельности и формы организации
духовно-нравственного развития и воспитания учащихся
Направление: Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам,
свободам и обязанностям человека
Содержание:
элементарные представления о политическом устройстве Российского государства;
представления о символах государства, о флаге и гербе субъекта Российской Федерации, в
котором находится школа;
элементарные представления о правах и обязанностях гражданина России;
14

интерес к общественным явлениям, понимание активной роли человека в обществе;
уважительное отношение к русскому языку как государственному, языку
межнационального общения;
элементарные представления о национальных героях и важнейших событиях истории
России и еѐ народов;
интерес к государственным праздникам и важнейшим событиям в жизни России,
субъекта Российской Федерации, в котором находится образовательное учреждение;
стремление активно участвовать в делах класса, школы, семьи, своего села, города;
любовь к образовательному учреждению, своему селу, городу, народу, России;
умение отвечать за свои поступки;
негативное отношение к нарушениям порядка в классе, дома, на улице, к невыполнению
человеком своих обязанностей.
Задачи:
1. Формировать первоначальные представления о символах государства — флаге, гербе,
гимне России, о флаге и гербе субъекта Российской Федерации.
2. Формировать представления о важнейших законах нашей страны, о правах и
обязанностях гражданина России.
3. Формировать представления о правилах поведения в школе, дома, на улице, на природе.
4. Формировать умение отвечать за свои поступки.
5. Воспитывать уважение к защитникам Родины.
Виды
Тематика занятий
деятельности и
формы
1 класс
2 класс
3 класс
4 класс
организации
внеурочной и
внешкольной
работы
«Символы
«Моя
Познавательные «Символы нашего «Государственн
города
(области,
ый
герб
российских
Родина –
беседы, классные
района)»,
Российской
городов»,
Россия»,
часы
«Государственные
Федерации»,
«Государствен «Символы
символы
«Моя
семья», ные символы президентс
Российской
«Права ребенка Российской
кой
Федерации – моей в
семье», Федерации»,
власти»,
Родины», «Права и «Главный закон «Государствен «Граждани
обязанности детей в России»,
«По ный
флаг н
и
школе», «Главный страницам
Российской
обыватель»
Закон РФ», «Моя Красной книги», Федерации»,
,
«Права
дорога в школу», «Конвенция,
«Чтобы
ребенка»,
«Герои
Невской закон, права и достойно
«Мои
битвы»,
«Герои обязанности»,
жить»,
права
и
Куликовской
«Азбука
«Всеобщая
обязанност
битвы»,
вежливости»,
декларация
и», «Ты и
«Полководцы
во «Кого
сегодня прав
закон»,
славу
России», можно считать человека»,
«Мы
и
«Герои
героем?»,
«Знакомство с общество»,
Отечественной
«Герои нашего уставом
«Я
–
войны»,
времени»,
школы»,
гражданин
«Покорители
«Отечества
«Человек.
и патриот
космоса», «Великие достойные
Личность.
своей
русские
сыны»,
Гражданин»,
страны»,
полководцы»
«Героические
«Легко
ли «Разрешен
15

страницы
армии»

Проектная
деятельность

Туристскокраеведческая
деятельность
Творческая
деятельность:
конкурсы,
выставки,
фестивали
Проблемноценностное
общение
Игровая
деятельность

быть
дисциплиниро
ванным?»,
«Страницы
истории», «В
моей
семье
живет герой»

ие
конфликтов
без
насилия»,
«Правовое
государств
о»,
«Что
значит
быть
культурны
м?».
Исследовательский Коллективный
Исследователь Исследоват
проект
«Мои проект
«Герб ские проекты: ельские
обязанности
в нашего класса», «Флаг России проекты
семье»
творческие
на
«История
проекты:
географическо Российског
«Азбука
й карте и его о герба»,
вежливости»,
история», «Я «История
«Кодекс правил имею право», появления
поведения
«Достойное
Гимна
младшего
поколение»,
России»,
школьника»
творческий
«Свод
проект
правил
«Охрана
класса»,
природы»
«Правила
дорожного
движения»,
«Мой край
в
годы
войны».
Экскурсии (темы по выбору) в историко-краеведческие музеи
Республики. Ознакомительная экскурсия «Мемориальные памятники
родного края».
Праздники: «Помним, любим и гордимся» (к 9 мая). Спортивные
праздники «Богатыри школы» и др.

Встречи с ветеранами Великой Отечественной войны, участниками
войны в Афганистане, с интересными людьми.
Игра
«Добрые
слова». Тренинги
«Акцент
на
лучшее»,
«Общаться
по
правилам»

Игра
«Сочини
конец истории».
Диалоговая
рефлексия
«Ролевая маска».
Тренинги
«История
про
себя»,
«Обмен
ролями»

Игровая
ситуация «Мой
дом – моя
крепость».
Диспуты «Я –
гражданин
великой
страны».
Круглый стол
«Человек – это
звучит гордо»

Викторина
«Знаешь ли
ты
Конституци
ю
РФ?».
Игровая
ситуация
(по выбору):
«В
транспорте»
,«В
16

магазине» и
др. Диспут:
«Защита
детей».
Круглый
стол: «Дети
и родители»
Коллективное творческое дело (КТД) «Охрана природы – законы и
Социальное
правила для детей». Акции «Ветеран живет рядом», «Наши
творчество
знаменитые земляки», «Вахта памяти», операция «Забота».
Направление: Воспитание нравственных чувств и этического сознания
Содержание:
получение первоначального представления о базовых ценностях отечественной
культуры, в процессе изучения учебных предметов, бесед, экскурсий, заочных
путешествий;
ознакомление по желанию учащихся и с согласия родителей (законных представителей)
с деятельностью традиционных религиозных организаций путѐм проведения экскурсий в
места богослужения;
участие в проведении уроков этики, внеурочных мероприятий;
ознакомление с основными правилами поведения в школе, общественных местах в
процессе бесед, классных часов, просмотра учебных фильмов, наблюдения и обсуждения;
овладение навыками вежливого, приветливого, внимательного отношения к
сверстникам, старшим и младшим детям, взрослым, участию в коллективных играх;
посильное участие в делах благотворительности, милосердия;
получение первоначальных представлений о нравственных взаимоотношениях в семье
Задачи:
1. Формировать представления о различении хороших и плохих поступков.
2. Знакомить с правилами поведения в школе, семье, общественных местах, нормами
культуры речи и закреплять их знание.
3. Воспитывать почтительное отношение к родителям; уважительное отношение к
старшим, доброжелательное к сверстникам и младшим.
4. Воспитывать стремление поступать правильно; быть выдержанным, прислушиваться к
мнениям других.
5. Формировать умение признаваться в плохих поступках и анализировать их.
Виды
Тематика занятий
деятельности и
формы
1 класс
2 класс
3 класс
4 класс
организации
внеурочной и
внешкольной
работы
«Где тонко,
Беседы на основе «Подлить масла в «Заварил кашу – «Назвался
груздем
– там
и
работы
с огонь», «Не плюй в расхлебывай»,
– «Огня без дыму, полезай
в рвется»,
пословицами и колодец
человека
без кузов», «Чем «Куда игла,
поговорками
о пригодиться
ошибок
не дальше в лес, туда
и
поступках людей напиться» и др.
бывает» и др.
тем
больше нитка»,
и их обсуждение
дров» и др.
«На
добрый
привет
и
добрый
ответ».
17

Беседы
Классные часы
Творческая
деятельность

Беседы на основе просмотренных видео- и кинофильмов и их
обсуждение (по выбору учащихся); на основе целенаправленных
наблюдений младших школьников за явлениями общественной жизни.
Темы по проблемам общения, отношений в коллективе, отношения к
окружающим, школьного и внешкольного этикета.
Конкурсы рисунков, викторины, сюжетно-ролевые игры. Школьные
праздники: День знаний, «Праздник праздников, торжество торжеств»,
«День славянской письменности» и др.
Акция «Чужих детей не бывает», «Милосердие»

Социальное
творчество
Конкурс «Папа, мама, я – дружная семья».
Работа с
Совместные экскурсии, конкурсы, праздники.
родителями
Направление: Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду,
жизни
в учебно-воспитательном процессе
Содержание:
первоначальные представления о нравственных основах учѐбы, ведущей роли
образования;
уважение к труду и творчеству старших и сверстников;
элементарные представления об основных профессиях;
элементарные представления о роли знаний, науки в жизни человека и общества;
первоначальные навыки коллективной работы;
умение проявлять дисциплинированность, последовательность и настойчивость в
выполнении учебно-трудовых заданий;
бережное отношение к результатам своего труда, труда других людей, к школьному
имуществу, учебникам, личным вещам;
отрицательное отношение к лени и небрежности в труде и учѐбе.
Задачи:
1. Формировать представления о ведущей роли образования, труда и значении творчества в
жизни человека и общества.
2. Воспитывать уважение к труду и творчеству старших сверстников; бережное отношение
к результатам своего труда, труда других людей, к школьному имуществу, учебникам,
личным вещам.
3. Формировать представление об основных профессиях.
4.
Формировать
личностные
качества,
такие,
как
дисциплинированность,
последовательность и настойчивость в выполнении учебных и учебно-трудовых заданий.
Виды
Тематика занятий
деятельности и
формы
1 класс
2 класс
3 класс
4 класс
организации
внеурочной и
внешкольной
работы
Беседы и классные часы по прочитанным произведениям детской
Классные часы
художественной литературы. Познавательные классные часы с
приглашением родителей разных профессий: «Труд в жизни людей»,
«Сколько может быть профессий?», «Товар, рынок, купля-продажа» и
др.
Изготовление сувениров.
Конкурсы: «Мир профессий», «Все
Досуговопрофессии
нужны,
все
профессии
важны» и др. Конкурсы рисунков и
развлекательная,
плакатов. Сюжетно-ролевые игры: «Я учитель», «Я библиотекарь» и
творческая
18

др. игровые ситуации по мотивам различных профессий. Викторины.
Проекты: «Кем я хочу стать?», «Что такое дисциплина?», «Для чего
нужно быть настойчивым?».
Участие в разнообразных видах труда: уборка помещений и
Социальное
территорий, развешивание кормушек и подкармливание птиц,
творчество
изготовление игрушек из природного материала и др.
Ознакомительные экскурсии на предприятия, в общественные места:
Туристско«Какие бывают виды труда», «Виды профессий» и др. туристические
краеведческая
походы.
деятельность
Работа в кружках, спортивных секциях, клубах и т.д. в учебное и
Трудовая
каникулярное время. Трудовые акции. Природоохранительная
деятельность
деятельность. Помощь взрослым по поддержанию чистоты дома, в
школе.
Направление: Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде
усвоение элементарных представлений об экологически грамотном взаимодействии
человека с природой в ходе бесед, просмотра учебных фильмов;
получение первоначального опыта участия в природо-охранительной деятельности, в
деятельности школьных лесничеств, экологических патрулей; участие в создании и
реализации коллективных природоохранных проектов;
освоение в семье позитивных образцов взаимодействия с природой, участие вместе с
родителями в экологической деятельности по месту жительства.
Задачи
1. Воспитывать ценностное отношение к природе и всем формам жизни; бережное
отношение к растениям и животным.
2. Воспитывать бережное, гуманное отношение ко всему живому.
3. Прививать элементарный опыт природоохранительной деятельности.
4. Развивать интерес к природе, природным явлениям и формам жизни, формировать
понимание активной роли человека в природе.
Виды
Тематика занятий
деятельности и
формы
1 класс
2 класс
3 класс
4 класс
организации
внеурочной и
внешкольной
работы
«Природа
и «Бережное
«Правила
«Ты
Беседы,
человек»,
«Как отношение
к поведения
на ответстве
классные часы
природа
лечит природе»,
природе»,
нен
за
человека?»,
«Редкие
«Редкие
того, кого
«Подарки леса» и животные
– растения
приручил
др.
правда
и города» и др.
»,
«Что
вымысел» и др.
такое
экологиче
ская
безопасно
сть?»
Экскурсии в зоопарк, дендропарк, краеведческий музей. Посадка
Туристскодеревьев и кустарников. Целевые прогулки: «По улицам зимнего
краеведческая
города», «К цветущей черемухе» и др. Наблюдение за объектами
деятельность
живой и неживой природы (ведение «Календаря природы» и
«Дневника наблюдений»).
«Украсим школу, класс комнатными растениями», «Поможем лесу
Экологические
19
деятельность

акции
Экологические
праздники
Трудовая
деятельность
Творческая
деятельность

быть чистым», «Спаси лес», «Сделаем кормушку пернатому другу» и
др.
Март – «Сороки», «День птиц», 22 марта – «День воды», 22 апреля –«
День Земли» и т.д.
Совместная трудовая деятельность. Создание экологической среды.

Игры, экологические конкурсы, выставки, олимпиады. Экологические
проекты: «Уголок живой природы», «Мир животных вокруг нас»,
«Экология нашего дома»
Направление: Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование
представлений об эстетических идеалах и ценностях
Содержание:
получение элементарных представлений об эстетических идеалах и художественных
ценностях культуры России, культур народов России посредством встреч с
представителями творческих профессий, экскурсий на художественные производства, к
памятникам зодчества и на объекты современной архитектуры, знакомства с лучшими
произведениями искусства в музеях, на выставках, по репродукциям, учебным фильмам;
ознакомление с эстетическими идеалами, традициями художественной культуры родного
края, с фольклором и народными художественными промыслами в системе экскурсионнокраеведческой деятельности, внеклассных мероприятий;
обучение видеть прекрасное в окружающем мире, природе родного края, разучивание
стихотворений, знакомство с картинами, участие в просмотре учебных фильмов,
фрагментов художественных фильмов о природе, обучение понимать красоту окружающего
мира через художественные образы;
обучение видеть прекрасное в поведении и труде людей, знакомство с местными
мастерами прикладного искусства, наблюдение за их работой;
получение первоначального опыта самореализации в различных видах творческой
деятельности на уроках художественного труда и в системе учреждений дополнительного
образования;
участие вместе с родителями в проведении выставок семейного художественного
творчества, музыкальных вечеров, в экскурсионно-краеведческой деятельности;
получение элементарных представлений о стиле одежды как способе выражения
душевного состояния человека;
участие в художественном оформлении помещений.
Задачи
1. Расширять представление о душевной и физической красоте.
2. Воспитывать интерес к занятиям художественным творчеством; интерес к чтению,
произведениям искусства, детским спектаклям, концертам, выставкам.
3. Формировать умение видеть красоту природы, труда и творчества.
4. Стимулировать стремление к соблюдению опрятного внешнего вида.
Виды
Тематика занятий
деятельности и
формы
1 класс
2 класс
3 класс
4 класс
организации
внеурочной и
внешкольной
работы
Этические,
беседы-размышления.
Чтение
книг
этического
Беседы. Анализ
содержания. Наблюдение и анализ типичных жизненных ситуаций из
и обыгрывание
реальной жизни и изображенных в произведениях искусства с
ситуаций на
определением душевных, эстетических качеств, черт характера.
сопереживание
20

Классные часы

Прогулки в
природу
Духовная этика
Игровая
деятельность

Трудовая
деятельность
Творческая
деятельность

«Добрые,
теплые «Фольклор
– «Как выразить «В
мире
чувства в нашей душа народа»
настроение»,
красоты
жизни»,
«Труд
«Как видит и музыкальн
души» и др.
отображает
ых звуков»
мир
художник»
«Как прекрасен этот мир»
«Уроки добра и красоты», «Уроки эпической сказки»
Игры
духовно- Игры «Духовная Игры
с
нравственного
красота
образами,
содержания;
на мальчиков
и игры
на
развитие
языка девочек»,
конструировани
чувств.
Ролевые
е эмоций, игры
игры.
на воспитание
эмпатии и др.

«Одухотворенный труд», «Чуткое отношение к природе»

Игры
в
идеальные
отношени
я
«Идеальн
ые дети в
семье»,
«Идеальн
ая семья»
и др.

Кукольные спектакли, фестиваль сказок. Коллективные творческие
проекты: «Сердца друзей бьются всегда вместе», «Рукотворное чудо»
и др.
Семейный клуб по Семейный клуб Семейный
Семейный
Проблемноинтересам «Любовь по
интересам клуб
по клуб
по
ценностное
открытыми «Дом,
полный интересам
интересам:
общение с семьей с
глазами».
улыбок».
«Материнство. «Духовный
Консультации:
Консультации:
Консультации: цветник».
«Дайте
счастья «Воспитание
«Борьба
Консультац
своим
детям!», сердца – что это между добром ии:
«Гармония в доме»
такое?» и др.
и злом», «Сила «Идеальны
любви» и др.
е ли вы
родители?»

7. Учебный план начального общего образования

Пояснительная записка
В соответствии с приказом Министерства образования и науки РФ от 06 октября
2009 года № 373 «Об утверждении и введении в действие нового федерального
государственного образовательного стандарта начального общего образования»,
зарегистрированным Минюстом России 22 декабря 2009 года № 17785, приказом
Минобрнауки РФ от 26 ноября 2010 года № 1241 «О внесении изменений в федеральный
государственный образовательный стандарт начального общего образования,
утверждѐнный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6
октября 2009 года № 373», зарегистрированным в Минюсте РФ 04 февраля 2011 года №
21

19707, с 01 сентября 2011-2012 учебного года в 1-х классах, как и во всех
общеобразовательных учреждениях РФ, реализующих образовательные программы
начального общего образования, вводится в действие новый федеральный
государственный образовательный стандарт (ФГОС) начального общего образования.
Основными задачами в сфере обучения в начальной школе являются:
обеспечение овладения учащимися устойчивой речевой, математической
грамотностью;
формирование прочных навыков учебной деятельности;
развитие познавательных способностей у школьников.
Учебный план для IIV классов ориентирован на 4-летний нормативный срок освоения образовательных
программ начального общего образования.
В I-IV классах обучение осуществляется на родном языке (русский язык изучается
как предмет).
Продолжительность учебного года для I класса – 33 учебные недели, для II - IV
классов – 34 учебные недели. Продолжительность урока в I классе в сентябре-декабре по
35 минут, в январе-мае – по 45 минут. Продолжительность урока во II - IV классах – 45
минут. Учебные занятия проводятся в I классе по 5-дневной учебной неделе и только в
первую смену. В сентябре-октябре учебные занятия в I классе проводятся по 3 урока в
день, в ноябре-мае – по 4 урока в день.
Часть базисного учебного плана, формируемая участниками образовательного
процесса, обеспечивает реализацию индивидуальных потребностей обучающихся.
В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом
начального общего образования в часть, формируемую участниками образовательного
процесса, входит и внеурочная деятельность, которая организуется по направлениям
развития личности (духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное,
общекультурное, спортивно-оздоровительное).
Организация занятий по направлениям раздела «Внеурочная деятельность» является
неотъемлемой частью образовательного процесса в образовательном учреждении.
Общеобразовательные учреждения предоставляют обучающимся возможность выбора
занятий, направленных на их развитие.
Содержание занятий, предусмотренных в рамках внеурочной деятельности,
формируется с учѐтом пожеланий обучающихся и их родителей (законных
представителей) и реализуется посредством различных форм организации, таких, как
экскурсии, кружки, олимпиады, конкурсы, соревнования, поисковые и научные
исследования, общественно полезные практики, социальное проектирование и т.д.
При организации внеурочной деятельности обучающихся
учреждением могут использоваться возможности учреждений
образования, культуры, спорта и других организаций.

образовательным
дополнительного

Время, отведѐнное на внеурочную деятельность, не учитывается при определении
максимально допустимой недельной нагрузки обучающихся, но учитывается при
определении объѐмов финансирования, направляемых на реализацию основной
образовательной программы.
Комплексный учебный
курс «Основы религиозных культур и светской этики»
состоит из шести модулей и изучается в IV классах (1 час в неделю). Родители (законные
представители) учащихся выбирают учебный модуль для изучения их детьми.
22

Образовательное учреждение организует изучение каждого модуля, выбранного
учащимися и их родителями. Если в классе выбраны для изучения два или более модуля,
то для организации образовательного процесса создаются учебные группы вне
зависимости от количества учащихся в них. Учебные группы могут создаваться из
параллельных классов, при этом ОРКСЭ должен стоять в расписании одним уроком во
всех четвѐртых классах.
Учебный
предмет
«Информатика
и
информационно-коммуникационные
технологии» (ИКТ), направленный на обеспечение всеобщей компьютерной грамотности,
изучается в IV классе в качестве учебного модуля.
При проведении занятий по русскому языку разрешается деление классов на две
группы при наполняемости класса 20 и более учащихся. Часы, отведѐнные в I- IV классах
на преподавание учебных предметов «Искусство (ИЗО)» (1 час в неделю) и «Технология»
(1 час в неделю), по решению образовательного учреждения могут быть использованы для
преподавания интегрированного учебного предмета «Изобразительное искусство и
художественный труд».
Интегрированный учебный предмет «Окружающий мир (человек, природа,
общество)» включает в себя разделы социально-гуманитарной направленности, а также
элементы безопасности жизнедеятельности.

Учебный план МКОУ «Каршинская СОШ»

Предметы

Количество часов в неделю
Классы

Обязательная часть

Русский язык
Русская литература
Родной язык и литература
Дагестанская литература
Иностранный язык
Математика
Информатика и ИКТ
История
История Дагестана
Обществознание (включая экономику и право)
Культура и традиции народов Дагестана
Природоведение
География
География Дагестана
Окружающий мир (человек, природа, общество)
Основы религиозных культур и светской этики

I
6

II
9

III
9

IV
8

5

5

5

5

4

4

4

4

1

1

2

2

1
1
23

Биология
Физика
Химия
Музыка
Изобразительное искусство + труд
Физическая культура
ОБЖ
Технология
ИТОГО
Компонент образовательного учреждения
Максимально допустимая недельная нагрузка
Внеурочная деятельность (кружки, секции,
проектная деятельность и др.)
Всего к финансированию

1
1
3

21
21
1
22

1
1
3

1
1
3

1
1
3

1
25

1
25

26
2

26
2

1
26
26
-

28

28

26

Внеурочная деятельность (1-3 кл.)
Классы
1
2

3

Направление деятельности
Научно-эстетическая
Научно-познавательная
Спортивнооздоровительная
Научно-познавательная
Спортивнооздоровительная

Вид деятельности
«Школа вежливых наук
«Природа и мы»
«Лѐгкая атлетика»

часы
1
1

«Юный эколог»
«От игры к рекордам»

1

1

1

всего
1
2

2

24

Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 31.12.2023.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону 89285144345

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».