Муниципальное казѐнное общеобразовательное учреждение «Каршинская средняя общеобразовательная школа» УТВЕРЖДАЮ ДИРЕКТОР МКОУ «Каршинская СОШ» «__» августа 2013 г. ____________Гамзалаалиева А.А. ОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА СРЕДНЕГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ МКОУ «КАРШИНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА» С. АКУША 2013 Г. 2 Образовательная программа среднего общего образования разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования к структуре основной образовательной программы, определяет цель, задачи, планируемые результаты, содержание и организацию образовательного процесса на ступени основного общего образования. Образовательная программа среднего общего образования разработана с учетом типа и вида образовательного учреждения, а также образовательных потребностей и запросов участников образовательного процесса. Образовательная программа реализуется образовательным учреждением через урочную и внеурочную деятельность с соблюдением требований государственных санитарно- эпидемиологических правил и нормативов. Образовательная программа среднего общего образования образовательного учреждения в соответствии с требованиями Стандарта содержит три раздела: целевой, содержательный и организационный. Целевой раздел определяет общее назначение, цели, задачи и планируемые результаты реализации основной образовательной программы основного общего образования, конкретизированные в соответствии с требованиями Стандарта и учитывающие региональные, национальные и этнокультурные особенности народов Российской Федерации, а также способы определения достижения этих целей и результатов. Целевой раздел включает: — пояснительную записку; — планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образования; — систему оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования. Содержательный раздел определяет общее содержание основного общего образования и включает образовательные программы, ориентированные на достижение личностных, предметных и метапредметных результатов, в том числе: — программу развития универсальных учебных действий на ступени среднего общего образования, включающую формирование компетенций обучающихся в области использования информационно-коммуникационных технологий, учебно-исследовательской и проектной деятельности; — программы отдельных учебных предметов, курсов; — программу воспитания и социализации обучающихся на ступени среднего (полного) общего образования, включающую такие направления, как духовно-нравственное развитие и 3 воспитание обучающихся, их социализация и профессиональная ориентация, формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, экологической культуры; Организационный раздел устанавливает общие рамки организации образовательного процесса, а также механизм реализации компонентов основной образовательной программы. Организационный раздел включает: — учебный план среднего общего образования как один из основных механизмов реализации основной образовательной программы; — систему условий реализации основной образовательной программы в соответствии с требованиями Стандарта. 1. Целевой раздел 1 . 1 . Пояснительная записка Цель реализации основной образовательной программы среднего (полного) общего образования — обеспечение выполнения требований Стандарта. Достижение поставленной цели при разработке и реализации основной образовательной программы основного общего образования предусматривает решение следующих основных задач: формирование российской гражданской идентичности обучающихся; реализация бесплатного образования на ступени среднего (полного) общего образования в объеме основной образовательной программы, предусматривающей изучение обязательных учебных предметов, входящих в учебный план (учебных предметов по выбору из обязательных предметных областей, дополнительных учебных предметов, курсов по выбору и общих для включения во все учебные планы учебных предметов, в том числе на углубленном уровне), а также внеурочную деятельность; воспитание и социализации обучающихся, их самоидентификация посредством личностно и общественно значимой деятельности, социального и гражданского становления, в том числе через реализацию образовательных программ, входящих в основную образовательную программу; преемственность основных образовательных программ начального общего, основного общего, среднего (полного) общего, профессионального образования; формирование образовательной основ программы, оценки результатов деятельности освоения педагогических обучающимися работников, основной образовательных учреждений; создание условий для развития и самореализации обучающихся, для формирования здорового, безопасного и экологически целесообразного образа жизни обучающихся; В основе реализации программы лежит системно-деятельностный подход, который обеспечивает: формирование готовности обучающихся к саморазвитию и непрерывному образованию; 4 проектирование и конструирование развивающей образовательной среды образовательного учреждения; активную учебно-познавательную деятельность обучающихся; построение образовательного процесса с учѐтом индивидуальных, возрастных, психологических, физиологических особенностей и здоровья обучающихся. Стандарт ориентирован на становление личностных характеристик выпускника («портрет выпускника школы»): любящий свой край и свою Родину, уважающий свой народ, его культуру и духовные традиции; осознающий и принимающий традиционные ценности семьи, российского гражданского общества, многонационального российского народа, человечества, осознающий свою сопричастность судьбе Отечества; креативный и критически мыслящий, активно и целенаправленно познающий мир, осознающий ценность образования и науки, труда и творчества для человека и общества; владеющий основами научных методов познания окружающего мира; мотивированный на творчество и инновационную деятельность; готовый к сотрудничеству, способный осуществлять учебно-исследовательскую, проектную и информационно-познавательную деятельность; осознающий себя личностью, социально активный, уважающий закон и правопорядок, осознающий ответственность перед семьѐй, обществом, государством, человечеством; уважающий мнение других людей, умеющий вести конструктивный диалог, достигать взаимопонимания и успешно взаимодействовать; осознанно выполняющий и пропагандирующий правила здорового, безопасного и экологически целесообразного образа жизни; подготовленный к осознанному выбору профессии, понимающий значение профессиональной деятельности для человека и общества; мотивированный на образование и самообразование в течение всей своей жизни. 1.2.Планируемые результаты освоения обучающимися образовательной программы среднего (полного) общего образования Стандарт устанавливает требования к результатам освоения обучающимися основной образовательной программы: личностным, включающим готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению, целенаправленной познавательной сформированность их мотивации деятельности, системы значимых к обучению и социальных и межличностных отношений, ценностно-смысловых установок, отражающих личностные и гражданские позиции в деятельности, правосознание, экологическую культуру, способность 5 ставить цели и строить жизненные планы, способность к осознанию российской гражданской идентичности в поликультурном социуме; метапредметным, включающим освоенные обучающимися межпредметные понятия и универсальные учебные действия (регулятивные, познавательные, коммуникативные), способность их использования в познавательной и социальной практике, самостоятельность в планировании и осуществлении учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками, способность к построению индивидуальной образовательной траектории, владение навыками учебно-исследовательской, проектной и социальной деятельности; предметным, включающим освоенные обучающимися в ходе изучения учебного предмета умения, специфические для данной предметной области, виды деятельности по получению нового знания в рамках учебного предмета, его преобразованию и применению в учебных, учебнопроектных и социально-проектных ситуациях, формирование научного типа мышления, владение научной терминологией, ключевыми понятиями, методами и приѐмами. Личностные результаты освоения основной образовательной программы должны отражать: 1) российскую гражданскую идентичность, патриотизм, уважение к своему народу, чувства ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России, уважение государственных символов (герб, флаг, гимн); 2) гражданскую позицию как активного и ответственного члена российского общества, осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон и правопорядок, обладающего чувством собственного достоинства, осознанно принимающего традиционные национальные и общечеловеческие гуманистические и демократические ценности; 3) готовность к служению Отечеству, его защите; 4) сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире; 5) сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества; готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности; 6) толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и способность вести диалог с другими людьми, достигать в нѐм взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения; 7) навыки сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности; 8) нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей; 6 9) готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности; 10) эстетическое отношение к миру, включая эстетику быта, научного и технического творчества, спорта, общественных отношений; 11) принятие и реализацию ценностей здорового и безопасного образа жизни, потребности в физическом самосовершенствовании, занятиях спортивно-оздоровительной деятельностью, неприятие вредных привычек: курения, употребления алкоголя, наркотиков; 12) бережное, ответственное и компетентное отношение к физическому и психологическому здоровью, как собственному, так и других людей, умение оказывать первую помощь; 13) осознанный выбор будущей профессии и возможностей реализации собственных жизненных планов; отношение к профессиональной деятельности как возможности участия в решении личных, общественных, государственных, общенациональных проблем; 14) сформированность экологического мышления, понимания влияния социально- экономических процессов на состояние природной и социальной среды; приобретение опыта эколого-направленной деятельности; 15) ответственное отношение к созданию семьи на основе осознанного принятия ценностей семейной жизни. Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы : 1) умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность; использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации планов деятельности; выбирать успешные стратегии в различных ситуациях; 2) умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции других участников деятельности, эффективно разрешать конфликты; 3) владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания; 4) готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников; 5) умение использовать средства информационных и коммуникационных технологий в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований 7 эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности; 6) умение определять назначение и функции различных социальных институтов; 7) умение самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие стратегию поведения, с учѐтом гражданских и нравственных ценностей; 8) владение языковыми средствами – умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства; 9) владение навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований, границ своего знания и незнания, новых познавательных задач и средств их достижения. 1.3.Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы: 1) основные направления и цели оценочной деятельности, ориентированной на управление качеством образования, объект и содержание оценки, критерии, процедуры и состав инструментария оценивания, формы представления результатов, условия и границы применения системы оценки; 2) ориентация образовательного процесса на реализацию требований к результатам освоения основной образовательной программы; 3) обеспечение комплексного подхода к оценке результатов освоения основной образовательной программы, позволяющего вести оценку предметных, метапредметных и личностных результатов; 4) обеспечение оценки динамики индивидуальных достижений обучающихся в процессе освоения основной общеобразовательной программы; 5) использование разнообразных методов и форм, взаимно дополняющих друг друга (таких, как стандартизированные письменные и устные работы, проекты, конкурсы, практические работы, творческие работы, самоанализ и самооценка, наблюдения); Промежуточная аттестация является одной из форм оценки качества освоения основных образовательных программ по итогам года. Промежуточная аттестация обучающихся проводится в целях обеспечения ответственности общеобразовательного учреждения за выполнение образовательных программ в полном объеме в соответствии с учебным планом и графиком учебного процесса, повышения ответственности педагогов за качество образования в переводных классах всех ступеней обучения Промежуточная аттестация проводится в виде письменных и устных испытаний (устный экзамен, тест, письменная работа, защита реферата или проекта). Форму проведения на текущий учебный год предлагают методические объединения учителей. Форма проведения промежуточной 8 аттестации утверждается Педагогическим Советом не позднее сентября текущего года и доводится до сведения всех учителей, обучающихся и их родителей. К промежуточной аттестации допускаются обучающиеся 10 классов, имеющие не более двух неудовлетворительных годовых оценок, с условием обязательного прохождения дополнительных испытаний по этим предметам в дополнительные сроки. Оценка результатов по учебным предметам, выносимым на государственную (итоговую) аттестацию: Результаты итоговой аттестации выпускников (в том числе государственной) характеризуют уровень достижения предметных и метапредметных1 результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования, необходимых для продолжения образования. Государственная (итоговая) аттестация выпускников осуществляется внешними (по отношению к образовательному учреждению) органами, т. е. является внешней оценкой. Характеристика внутришкольной системы оценки качества Объектами оценки являются учебные и внеучебные достижения обучающихся, профессиональная деятельность педагогов и администрации, образовательные программы и условия их реализации. Система оценки включает систему сбора первичной обработки данных, систему анализа и оценки качества образования, систему обеспечения статистической и аналитической информацией всех субъектов школьного образования. Реализация системы оценки осуществляется посредством существующих процедур контроля и экспертной оценки качества образования: мониторинг образовательных достижений обучающихся на разных ступенях обучения с учетом индивидуальных достижений учащихся; анализ творческих достижений учащихся; результаты аттестации педагогических и руководящих работников; результаты смотра учебных кабинетов школы; результаты самоанализа в процессе государственной аттестации и аккредитации школы; система внутришкольного контроля; В соответствии с ФГОС ООО к результатам индивидуальных достижений обучающихся, не подлежащим итоговой оценке, относятся ценностные ориентации обучающегося и индивидуальные личностные характеристики. Обобщѐнная оценка этих и других личностных результатов освоения обучающимися основной образовательной программы должна осуществляться в ходе различных мониторинговых исследований на основе неперсонифицированных процедур. 1 9 1.3.1.Особенности оценки метапредметных результатов Формирование метапредметных результатов обеспечивается за счѐт основных компонентов образовательного процесса — учебных предметов. Основным объектом оценки метапредметных результатов является: • способность и готовность к освоению систематических знаний, их самостоятельному пополнению, переносу и интеграции; • способность к сотрудничеству и коммуникации; • способность к решению личностно и социально значимых проблем и воплощению найденных решений в практику; • способность и готовность к использованию ИКТ в целях обучения и развития; • способность к самоорганизации, саморегуляции и рефлексии. 2. Содержательный раздел Программа развития универсальных учебных действий на ступени среднего общего образования должна быть направлена на: реализацию требований Стандарта к личностным и метапредметным результатам освоения основной образовательной программы; повышение эффективности освоения обучающимися основной образовательной программы, а также усвоения знаний и учебных действий; формирование у обучающихся системных представлений и опыта применения методов, технологий и форм организации проектной и учебно-исследовательской деятельности для достижения практико-ориентированных результатов образования; формирование навыков разработки, реализации и общественной презентации обучающимися результатов исследования, индивидуального проекта, направленного на решение научной, личностно и (или) социально значимой проблемы. Программа должна обеспечивать: развитие у обучающихся способности к самопознанию, саморазвитию и самоопределению; формирование личностных ценностно-смысловых ориентиров и установок, системы значимых социальных и межличностных отношений, личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных универсальных учебных действий, способности их использования в учебной, познавательной и социальной практике; формирование умений самостоятельного планирования и осуществления учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками, построения индивидуального образовательного маршрута; решение задач общекультурного, личностного и познавательного развития обучающихся; 10 повышение эффективности усвоения обучающимися знаний и учебных действий, формирование научного типа мышления, компетентностей в предметных областях, учебноисследовательской, проектной и социальной деятельности; создание условий для интеграции урочных и внеурочных форм учебно-исследовательской и проектной деятельности обучающихся, а также их самостоятельной работы по подготовке и защите индивидуальных проектов; формирование навыков участия в различных формах организации учебно- исследовательской и проектной деятельности (творческие конкурсы, научные общества, научнопрактические конференции, олимпиады, национальные образовательные программы и другие формы), возможность получения практико-ориентированного результата; практическую направленность проводимых исследований и индивидуальных проектов; возможность практического использования приобретѐнных обучающимися коммуникативных навыков, навыков целеполагания, планирования и самоконтроля; подготовку к осознанному выбору дальнейшего образования и профессиональной деятельности. Предметные результаты освоения основной образовательной программы устанавливаются для учебных предметов на базовом уровне. Предметные результаты освоения основной образовательной программы для учебных предметов на базовом уровне ориентированы на обеспечение преимущественно общеобразовательной и общекультурной подготовки. Филология и иностранные языки Изучение предметных областей «Филология» и «Иностранные языки» должно обеспечить: сформированность представлений о роли языка в жизни человека, общества, государства; приобщение через изучение русского и родного (нерусского) языка, иностранного языка и литературы к ценностям национальной и мировой культуры; способность свободно общаться в различных формах и на разные темы; свободное использование словарного запаса; сформированность умений написания текстов по различным темам на русском и родном (нерусском) языках и по изученной проблематике на иностранном языке, в том числе демонстрирующих творческие способности обучающихся; сформированность устойчивого интереса к чтению как средству познания других культур, уважительного отношения к ним; сформированность навыков различных видов анализа литературных произведений. Предметные результаты изучения предметной области «Филология» включают предметные результаты изучения учебных предметов: 11 «Русский язык и литература», «Родной язык и литература» (базовый уровень) – требования к предметным результатам освоения базового курса русского языка и литературы должны отражать: 1) сформированность понятий о нормах русского языка и применение знаний о них в речевой практике; 2) владение навыками самоанализа и самооценки на основе наблюдений за собственной речью; 3) владение умением анализировать текст с точки зрения наличия в нѐм явной и скрытой, основной и второстепенной информации; 4) владение умением представлять тексты в виде тезисов, конспектов, аннотаций, рефератов, сочинений различных жанров; 5) знание содержания произведений русской и мировой классической литературы, их историко-культурного и нравственно-ценностного влияния на формирование национальной и мировой; 6) сформированность представлений об изобразительно-выразительных возможностях русского языка; 7) сформированность умений учитывать исторический, историко-культурный контекст и контекст творчества писателя в процессе анализа художественного произведения; 8) способность выявлять в художественных текстах образы, темы и проблемы и выражать своѐ отношение к ним в развѐрнутых аргументированных устных и письменных высказываниях; 9) владение навыками анализа художественных произведений с учѐтом их жанровородовой специфики; осознание художественной картины жизни, созданной в литературном произведении, в единстве эмоционального личностного восприятия и интеллектуального понимания; 10) сформированность представлений о системе стилей языка художественной литературы. Предметные результаты изучения предметной области «Иностранные языки» включают предметные результаты изучения учебных предметов: «Иностранный язык» (базовый уровень) – требования к предметным результатам освоения базового курса иностранного языка должны отражать: 1) сформированность коммуникативной иноязычной компетенции, необходимой для успешной социализации и самореализации, как инструмента межкультурного общения в современном поликультурном мире; 2) владение знаниями о социокультурной специфике страны/стран изучаемого языка и умение строить своѐ речевое и неречевое поведение адекватно этой специфике; умение выделять общее и различное в культуре родной страны и страны/стран изучаемого языка; 3) достижение порогового уровня 12 владения иностранным языком, позволяющего выпускникам общаться в устной и письменной формах как с носителями изучаемого иностранного языка, так и с представителями других стран, использующими данный язык как средство общения; 4) сформированность умения использовать иностранный язык как средство для получения информации из иноязычных источников в образовательных и самообразовательных целях. 9.2. Общественные науки Изучение предметной области «Общественные науки» должно обеспечить: сформированность мировоззренческой, ценностно-смысловой сферы обучающихся, российской гражданской идентичности, поликультурности, толерантности, приверженности ценностям, закреплѐнным Конституцией Российской Федерации; понимание роли России в многообразном, быстро меняющемся глобальном мире; сформированность навыков критического мышления, анализа и синтеза, умений оценивать и сопоставлять методы исследования, характерные для общественных наук; формирование целостного восприятия всего спектра природных, экономических, социальных реалий; сформированность умений обобщать, анализировать и оценивать информацию: теории, концепции, факты, имеющие отношение к общественному развитию и роли личности в нѐм, с целью проверки гипотез и интерпретации данных различных источников; владение знаниями о многообразии взглядов и теорий по тематике общественных наук. Предметные результаты изучения предметной области «Общественные науки» включают предметные результаты изучения учебных предметов: «История» (базовый уровень) – требования к предметным результатам освоения базового курса истории должны отражать: 1) сформированность представлений о современной исторической науке, еѐ специфике, методах исторического познания и роли в решении задач прогрессивного развития России в глобальном мире; 2) владение комплексом знаний об истории России и человечества в целом, представлениями об общем и особенном в мировом историческом процессе; 3) сформированность умений применять исторические знания в профессиональной и общественной деятельности, поликультурном общении; 4) владение навыками проектной деятельности и исторической реконструкции с привлечением различных источников; 5) сформированность умений вести диалог, обосновывать свою точку зрения в дискуссии по исторической тематике. «Обществознание» (базовый уровень) – требования к предметным результатам освоения интегрированного учебного предмета «Обществознание» должны отражать: 13 1) сформированность знаний об обществе как целостной развивающейся системе в единстве и взаимодействии его основных сфер и институтов; 2) владение базовым понятийным аппаратом социальных наук; 3) владение умениями выявлять причинно-следственные, функциональные, иерархические и другие связи социальных объектов и процессов; 4) сформированность представлений об основных тенденциях и возможных перспективах развития мирового сообщества в глобальном мире; 5) сформированность представлений о методах познания социальных явлений и процессов; 6) владение умениями применять полученные знания в повседневной жизни, прогнозировать последствия принимаемых решений; 7) сформированность навыков оценивания социальной информации, умений поиска информации в источниках различного типа для реконструкции недостающих звеньев с целью объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов общественного развития. «География» (базовый уровень) – требования к предметным результатам освоения базового курса географии должны отражать: 1) владение представлениями о современной географической науке, еѐ участии в решении важнейших проблем человечества; 2) владение географическим мышлением для определения географических аспектов природных, социально-экономических и экологических процессов и проблем; 3) сформированность системы комплексных социально ориентированных географических знаний о закономерностях развития природы, размещения населения и хозяйства, о динамике и территориальных особенностях процессов, протекающих в географическом пространстве; 4) владение умениями проведения наблюдений за отдельными географическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями в результате природных и антропогенных воздействий; 5) владение умениями использовать карты разного содержания для выявления закономерностей и тенденций, получения нового географического знания о природных социальноэкономических и экологических процессах и явлениях; 6) владение умениями географического анализа и интерпретации разнообразной информации; 7) владение умениями применять географические знания для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов, самостоятельного оценивания уровня безопасности окружающей среды, адаптации к изменению еѐ условий; 8) сформированность представлений и знаний об основных проблемах взаимодействия природы и общества, о природных и социально-экономических аспектах экологических проблем. «Экономика» (базовый уровень) – требования к предметным результатам освоения базового курса экономики должны отражать: 14 1) сформированность системы знаний об экономической сфере в жизни общества; как пространстве, в котором осуществляется экономическая деятельность индивидов, семей, отдельных предприятий и государства; 2) понимание сущности экономических институтов, их роли в социально-экономическом развитии общества; понимание значения этических норм и нравственных ценностей в экономической деятельности отдельных людей и общества; сформированность уважительного отношения к чужой собственности; 3) сформированность экономического мышления: умения принимать рациональные решения в условиях относительной ограниченности доступных ресурсов, оценивать и принимать ответственность за их возможные последствия для себя, своего окружения и общества в целом; 4) владение навыками поиска актуальной экономической информации в различных источниках, включая Интернет; умение различать факты, аргументы и оценочные суждения; анализировать, преобразовывать и использовать экономическую информацию для решения практических задач в учебной деятельности и реальной жизни; 5) сформированность навыков проектной деятельности: умение разрабатывать и реализовывать проекты экономической и междисциплинарной направленности на основе базовых экономических знаний и ценностных ориентиров; 6) умение применять полученные знания и сформированные навыки для эффективного исполнения основных социально-экономических ролей (потребителя, производителя, покупателя, продавца, заѐмщика, акционера, наѐмного работника, работодателя, налогоплательщика); 7) способность к личностному самоопределению и самореализации в экономической деятельности, в том числе в области предпринимательства; знание особенностей современного рынка труда, владение этикой трудовых отношений; 8) понимание места и роли России в современной мировой экономике; умение ориентироваться в текущих экономических событиях в России и в мире. «Право» (базовый уровень) – требования к предметным результатам освоения базового курса права должны отражать: 1) сформированность представлений о понятии государства, его функциях, механизме и формах; 2) владение знаниями о понятии права, источниках и нормах права, законности, правоотношениях; 3) владение знаниями о правонарушениях и юридической ответственности; 4) сформированность представлений о Конституции Российской Федерации как основном законе государства, владение знаниями об основах правового статуса личности в Российской Федерации; 5) сформированность общих представлений о разных видах судопроизводства, правилах 15 применения права, разрешения конфликтов правовыми способами; 6) сформированность основ правового мышления; 7) сформированность знаний об основах административного, гражданского, трудового, уголовного права; 8) понимание юридической деятельности; ознакомление со спецификой основных юридических профессий; 9) сформированность умений применять правовые знания для оценивания конкретных правовых норм с точки зрения их соответствия законодательству Российской Федерации; 10) сформированность навыков самостоятельного поиска правовой информации, умений использовать результаты в конкретных жизненных ситуациях. 9.3. Математика и информатика Изучение предметной области «Математика и информатика» должно обеспечить: сформированность представлений о социальных, культурных и исторических факторах становления математики и информатики; сформированность основ логического, алгоритмического и математического мышления; сформированность умений применять полученные знания при решении различных задач; сформированность представлений о математике как части общечеловеческой культуры, универсальном языке науки, позволяющем описывать и изучать реальные процессы и явления; сформированность представлений о роли информатики и ИКТ в современном обществе, понимание основ правовых аспектов использования компьютерных программ и работы в Интернете; сформированность представлений о влиянии информационных технологий на жизнь человека в обществе; понимание социального, экономического, политического, культурного, юридического, природного, эргономического, медицинского и физиологического контекстов информационных технологий; принятие этических аспектов информационных технологий; осознание ответственности людей, вовлечѐнных в создание и использование информационных систем, распространение информации. Предметные результаты изучения предметной области «Математика и информатика» включают предметные результаты изучения учебных предметов: «Математика: алгебра и начала математического анализа, геометрия» (базовый уровень) – требования к предметным результатам освоения базового курса математики должны отражать: 1) сформированность представлений о математике как части мировой культуры и о месте математики в современной цивилизации, о способах описания на математическом языке явлений реального мира; 16 2) сформированность представлений о математических понятиях как о важнейших математических моделях, позволяющих описывать и изучать разные процессы и явления; понимание возможности аксиоматического построения математических теорий; 3) владение методами доказательств и алгоритмов решения; умение их применять, проводить доказательные рассуждения в ходе решения задач; 4) владение показательных, стандартными степенных, приѐмами решения тригонометрических рациональных уравнений и и иррациональных, неравенств, их систем; использование готовых компьютерных программ, в том числе для поиска пути решения и иллюстрации решения уравнений и неравенств; 5) сформированность представлений об основных понятиях, идеях и методах математического анализа; 6) владение основными понятиями о плоских и пространственных геометрических фигурах, их основных свойствах; сформированность умения распознавать на чертежах, моделях и в реальном мире геометрические фигуры; применение изученных свойств геометрических фигур и формул для решения геометрических задач и задач с практическим содержанием; 7) сформированность представлений о процессах и явлениях, имеющих вероятностный характер, о статистических закономерностях в реальном мире, об основных понятиях элементарной теории вероятностей; умений находить и оценивать вероятности наступления событий в простейших практических ситуациях и основные характеристики случайных величин; 8) владение навыками использования готовых компьютерных программ при решении задач. «Информатика» (базовый уровень) – требования к предметным результатам освоения базового курса информатики должны отражать: 1) сформированность представлений о роли информации и связанных с ней процессов в окружающем мире; 2) владение навыками алгоритмического мышления и понимание необходимости формального описания алгоритмов; 3) владение умением понимать программы, написанные на выбранном для изучения универсальном алгоритмическом языке высокого уровня; знанием основных конструкций программирования; умением анализировать алгоритмы с использованием таблиц; 4) владение стандартными приѐмами написания на алгоритмическом языке программы для решения стандартной задачи с использованием основных конструкций программирования и отладки таких программ; использование готовых прикладных компьютерных программ по выбранной специализации; 5) сформированность представлений о компьютерно-математических моделях и необходимости анализа соответствия модели и моделируемого объекта (процесса); о способах 17 хранения и простейшей обработке данных; понятия о базах данных и средствах доступа к ним, умений работать с ними; 6) владение компьютерными средствами представления и анализа данных; 7) сформированность базовых навыков и умений по соблюдению требований техники безопасности, гигиены и ресурсосбережения при работе со средствами информатизации; понимания основ правовых аспектов использования компьютерных программ и работы в Интернете. 9.4. Естественные науки Изучение предметной области «Естественные науки» должно обеспечить: сформированность основ целостной научной картины мира; формирование сформированность понимания понимания взаимосвязи влияния и взаимозависимости естественных наук на естественных окружающую наук; среду, экономическую, технологическую, социальную и этическую сферы деятельности человека; создание условий для развития навыков учебной, проектно-исследовательской, творческой деятельности, мотивации обучающихся к саморазвитию; сформированность умений анализировать, оценивать, проверять на достоверность и обобщать научную информацию; сформированность навыков безопасной работы во время проектно-исследовательской и экспериментальной деятельности, при использовании лабораторного оборудования. Предметные результаты изучения предметной области «Естественные науки» включают предметные результаты изучения учебных предметов: «Физика» (базовый уровень) – требования к предметным результатам освоения базового курса физики должны отражать: 1) сформированность представлений о роли и месте физики в современной научной картине мира; понимание физической сущности наблюдаемых во Вселенной явлений; понимание роли физики в формировании кругозора и функциональной грамотности человека для решения практических задач; 2) владение основополагающими физическими понятиями, закономерностями, законами и теориями; уверенное пользование физической терминологией и символикой; 3) владение основными методами научного познания, используемыми в физике: наблюдение, описание, измерение, эксперимент; умения обрабатывать результаты измерений, обнаруживать зависимость между физическими величинами, объяснять полученные результаты и делать выводы; 4) сформированность умения решать физические задачи; 18 5) сформированность умения применять полученные знания для объяснения условий протекания физических явлений в природе и для принятия практических решений в повседневной жизни; 6) сформированность собственной позиции по отношению к физической информации, получаемой из разных источников. «Химия» (базовый уровень) – требования к предметным результатам освоения базового курса химии должны отражать: 1) сформированность представлений о месте химии в современной научной картине мира; понимание роли химии в формировании кругозора и функциональной грамотности человека для решения практических задач; 2) владение основополагающими химическими понятиями, теориями, законами и закономерностями; уверенное пользование химической терминологией и символикой; 3) владение основными методами научного познания, используемыми в химии: наблюдение, описание, измерение, эксперимент; умение обрабатывать, объяснять результаты проведѐнных опытов и делать выводы; готовность и способность применять методы познания при решении практических задач; 4) сформированность умения давать количественные оценки и проводить расчѐты по химическим формулам и уравнениям; 5) владение правилами техники безопасности при использовании химических веществ; 6) сформированность собственной позиции по отношению к химической информации, получаемой из разных источников. «Биология» (базовый уровень) – требования к предметным результатам освоения базового курса биологии должны отражать: 1) сформированность представлений о роли и месте биологии в современной научной картине мира; понимание роли биологии в формировании кругозора и функциональной грамотности человека для решения практических задач; 2) владение основополагающими понятиями и представлениями о живой природе, еѐ уровневой организации и эволюции; уверенное пользование биологической терминологией и символикой; 3) владение основными методами научного познания, используемыми при биологических исследованиях живых объектов и экосистем: описание, измерение, проведение наблюдений; выявление и оценка антропогенных изменений в природе; 4) сформированность умений объяснять результаты биологических экспериментов, решать элементарные биологические задачи; 5) сформированность собственной позиции по отношению к биологической информации, получаемой из разных источников, к глобальным экологическим проблемам и путям их решения. 19 9.5. Физическая культура, экология и основы безопасности жизнедеятельности Изучение учебных предметов «Физическая культура», «Экология» и «Основы безопасности жизнедеятельности» должно обеспечить: сформированность экологического мышления, навыков здорового, безопасного и экологически целесооборазного образа жизни, понимание рисков и угроз современного мира; знание правил и владение навыками поведения в опасных и чрезвычайных ситуациях природного, социального и техногенного характера; владение умением сохранять эмоциональную устойчивость в опасных и чрезвычайных ситуациях, а также навыками оказания первой помощи пострадавшим; умение действовать индивидуально и в группе в опасных и чрезвычайных ситуациях. «Физическая культура» (базовый уровень) – требования к предметным результатам освоения базового курса физической культуры должны отражать: 1) умение использовать разнообразные формы и виды физкультурной деятельности для организации здорового образа жизни, активного отдыха и досуга; 2) владение современными технологиями укрепления и сохранения здоровья, поддержания работоспособности, профилактики предупреждения заболеваний, связанных с учебной и производственной деятельностью; 3) владение основными способами самоконтроля индивидуальных показателей здоровья, умственной и физической работоспособности, физического развития и физических качеств; 4) владение физическими упражнениями разной функциональной направленности, использование их в режиме учебной и производственной деятельности с целью профилактики переутомления и сохранения высокой работоспособности; 5) владение техническими приѐмами и двигательными действиями базовых видов спорта, активное применение их в игровой и соревновательной деятельности. «Экология» (базовый уровень) – требования к предметным результатам освоения интегрированного учебного предмета «Экология» должны отражать: 1) сформированность представлений об экологической культуре как условии достижения устойчивого (сбалансированного) развития общества и природы, об экологических связях в системе «человек–общество–природа»; 2) сформированность экологического мышления и способности учитывать и оценивать экологические последствия в разных сферах деятельности; 3) владение умениями применять экологические знания в жизненных ситуациях, связанных с выполнением типичных социальных ролей; 4) владение знаниями экологических императивов, гражданских прав и обязанностей в области энерго- и ресурсосбережения в интересах сохранения окружающей среды, здоровья и безопасности жизни; 20 5) сформированность личностного отношения к экологическим ценностям, моральной ответственности за экологические последствия своих действий в окружающей среде; 6) сформированность способности к выполнению проектов экологически ориентированной социальной деятельности, связанных с экологической безопасностью окружающей среды, здоровьем людей и повышением их экологической культуры. «Основы безопасности жизнедеятельности» (базовый уровень) – требования к предметным результатам освоения базового курса основ безопасности жизнедеятельности должны отражать: 1) сформированность представлений о культуре безопасности жизнедеятельности, в том числе о культуре экологической безопасности как о жизненно важной социально-нравственной позиции личности, а также как о средстве, повышающем защищѐнность личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз, включая отрицательное влияние человеческого фактора; 2) знание основ государственной системы, российского законодательства, направленных на защиту населения от внешних и внутренних угроз; 3) сформированность представлений о необходимости отрицания экстремизма, терроризма, других действий противоправного характера, а также асоциального поведения; 4) сформированность представлений о здоровом образе жизни как о средстве обеспечения духовного, физического и социального благополучия личности; 5) знание распространѐнных опасных и чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера; 6) знание факторов, пагубно влияющих на здоровье человека, исключение из своей жизни вредных привычек (курения, пьянства и т. д.); 7) знание основных мер защиты (в том числе в области гражданской обороны) и правил поведения в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций; 8) умение предвидеть возникновение опасных и чрезвычайных ситуаций по характерным для них признакам, а также использовать различные информационные источники; 9) умение применять полученные знания в области безопасности на практике, проектировать модели личного безопасного поведения в повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях; 10) знание основ обороны государства и воинской службы: законодательство об обороне государства и воинской обязанности граждан; права и обязанности гражданина до призыва, во время призыва и прохождения военной службы, уставные отношения, быт военнослужащих, порядок несения службы и воинские ритуалы, строевая, огневая и тактическая подготовка; 11) знание основных видов 21 военно-профессиональной деятельности, особенностей прохождения военной службы по призыву и контракту, увольнения с военной службы и пребывания в запасе; 12) владение основами медицинских знаний и оказания первой помощи пострадавшим при неотложных состояниях (при травмах, отравлениях и различных видах поражений), включая знания об основных инфекционных заболеваниях и их профилактике. Учебные предметы, курсы по выбору обучающихся Изучение дополнительных учебных предметов, курсов по выбору обучающихся должно обеспечить: удовлетворение индивидуальных запросов обучающихся; общеобразовательную, общекультурную составляющую данной ступени общего образования; развитие личности обучающихся, их познавательных интересов, интеллектуальной и ценностно-смысловой сферы; развитие навыков самообразования и самопроектирования; углубление, расширение и систематизацию знаний в выбранной области научного знания или вида деятельности; совершенствование имеющегося и приобретение нового опыта познавательной деятельности, профессионального самоопределения обучающихся. Программа воспитания и социализации обучающихся на ступени среднего (полного) общего образования построена на основе базовых национальных ценностей российского общества, таких, как патриотизм, социальная солидарность, гражданственность, семья, здоровье, труд и творчество, наука, образование, традиционные религии России, искусство, природа, человечество и направлена на воспитание высоконравственного, творческого, компетентного гражданина России, принимающего судьбу своей страны как свою личную, осознающего ответственность за ее настоящее и будущее, укорененного в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации, подготовленного к жизненному самоопределению. Программа обеспечивает: достижение выпускниками личностных результатов освоения основной образовательной программы в соответствии с требованиями Стандарта; формирование уклада школьной жизни на основе базовых национальных ценностей российского общества, учитывающего историко-культурную и этническую специфику региона, в 22 котором находится образовательная организация, а также потребности и индивидуальные социальные инициативы обучающихся, особенности их социального взаимодействия вне школы, характера профессиональных предпочтений. Освоение обучающимися основной образовательной программы завершается обязательной государственной (итоговой) аттестацией выпускников. Государственная (итоговая) аттестация обучающихся проводится по всем изучавшимся учебным предметам. Государственная (итоговая) аттестация обучающихся, освоивших основную образовательную программу, проводится в форме единого государственного экзамена по окончании 11 класса в обязательном порядке по учебным предметам: «Русский язык и литература»; «Математика: алгебра и начала анализа, геометрия»; Принципы и концепция воспитательной работы и дополнительного образования Воспитательная система строится на основе современных достижений науки и практики. Кроме того, в воспитательной системе необходимо учитывать Указ президента Российской Федерации «О национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 – 2017годы» Национальная стратегия разработана на период до 2017 года и призвана обеспечить достижение существующих международных стандартов в области прав ребенка, формирование единого подхода органов государственной власти Российской Федерации, органов местного самоуправления, институтов гражданского общества и граждан к определению целей, задач, направлений деятельности и первоочередных мер по решению наиболее актуальных проблем детства. Реализацию Национальной стратегии предусматривается осуществлять по следующим основным направлениям: семейная политика детствосбережения; доступность качественного обучения и воспитания, культурное развитие и информационная безопасность детей; здравоохранение, дружественное к детям, и здоровый образ жизни; равные возможности для детей, нуждающихся в особой заботе государства; создание системы защиты и обеспечения прав и интересов детей и дружественного к ребенку правосудия; дети - участники реализации Национальной стратегии Воспитательные задачи, содержание и формы работы определяются запросами, интересами, потребностями детей и их родителей, условиями школы, социума. Основным назначением воспитательной работы центра образования является формирование базовой культуры личности и обеспечение каждому ребенку условий духовного, интеллектуального и физического развития, удовлетворение его творческих и образовательных потребностей. 23 Школа создает условия для самореализации и самоутверждения учащихся, что, несомненно, способствует их творческому самовыражению, культурному росту и гражданской зрелости. Воспитательная система школы строится на усилиях всех участников образовательного процесса: педагогами, учащимися, родителями. В процессе их взаимодействия сформированы цели и задачи, определены пути их реализации, организована деятельность. Основная цель: создание условий для формирования социально-активной, творческой, нравственно и физически здоровой личности, способной на сознательный выбор жизненной позиции, умеющей ориентироваться в современных социокультурных условиях. Задачи: - Содействие формированию сознательного отношения ребенка к своему здоровью, как естественной основе умственного, физического, трудового и нравственного развития. - Формирование у учащихся гуманистических, социально значимых ценностей и ответственного гражданского поведения. -Создание условий для участия семей в воспитательном процессе. -Изучение различных моделей воспитательной системы и отработка новых форм и методов воспитательной работы в школе. Принципы и подходы воспитания. Воспитательная система школы охватывает весь педагогический процесс, объединяя обучение, внеурочную жизнь детей, разнообразную деятельность и общение за пределами школы. При этом целенаправленному развитию личности в воспитательной системе школы способствует соблюдение ряда общечеловеческих принципов и педагогических подходов воспитания, которые являются основанием образования и организации всей жизнедеятельности школьников: ● принцип природосообразности: принимать ребенка таким, каков он есть. Воспитание должно основываться на научном понимании естественных и социальных процессов, согласовываться с общими вопросами развития человека. ● принцип сотрудничества: взаимодействие учителя и учащихся в продвижении детей к определенным целям; ● системно-структурный подход: означает знание и использование в системе, в тесной взаимосвязи структурных элементов воспитательного процесса – от цели до конечного результата; ● комплексный подход: включает объединение усилий всех воспитательных институтов для успешного решения воспитательных целей и задач; 24 ● организационно-деятельностный подход: предполагает такую организацию деятельности коллектива и личности, когда каждый школьник проявляет активность, инициативу, творчество, стремиться к самовыражению; ● отношенческий подход: формирование социально ценностных отношений воспитуемых к различным сторонам действительности: обществу, людям, труду, природе, культуре, науке, себе; ● личностно-ориентированный подход: признание ребенка высшей ценностью воспитания, его активным субъектом; индивидуальность, ценностная творческий ориентация потенциал, обеспечение педагогов на личность, деятельности, ее реализующей личность ребенка; ● возрастной подход: учет возрастных и индивидуальных особенностей учащихся. Деятельностные компоненты воспитательной системы. Деятельностными компонентами воспитательной системы являются сферы деятельности, к ним относятся: - воспитывающая среда; - учебная деятельность; - внеклассная работа; - система дополнительного образования. Воспитательная работа в школе осуществляется по девяти взаимозависимым и взаимосвязанным направлениям: 1.Духовно-нравственное воспитание 2. Гражданско-патриотическое воспитание 3. Воспитание здорового образа жизни 4. Профилактика дорожно-транспортных происшествий Воспитывающа я среда Учебная деятельность -оформление интерьера учебных кабинетов; психологичес кая атмосфера; - социум; - семья - воспитание на уроке 5. Профориентационная работа 6. Профилактика асоциального поведения 7. Работа с педагогическими кадрами 8. Работа с родителями 9. Дополнительное образование Эстетизация окружающего пространства школы влияет на психическое состояние школьников, содействует психологическому комфорту. Семья закладывает нравственные и духовные начала личности, первые понятия об отношениях в обществе. Сотрудничество со всеми заинтересованными организациями и учреждениями. Учебный процесс несет большой воспитательный заряд. Воспитание в процессе обучения включает в себя следующие компоненты: - формирование у школьников основ мировоззрения и Внеклассная работа - воспитательная работа в школе; - система работы классного руководителя; - классные и школьный коллективы; - традиции школы 25 естественнонаучной картины мира; - использование воспитательных этических моментов, включенных в содержание учебных предметов; - учитель, как пример и образец отношения к своим обязанностям, культуры внутренней и внешней, умеющий организовать свой труд и труд детей, как пример выдержки, такта и выполнения этических норм. Внеклассная работа: - воспитательная работа в школе; - система работы классного руководителя; - классные и школьный коллективы; - деятельность ученического самоуправления; - традиции школы ▸ Исходя из цели и задач, воспитательная работа предоставляет учащимся возможность выбора различных видов деятельности, соответствующих личным потребностям: интеллектуальная, познавательная, трудовая, творческая, спортивно-оздоровительная, художественная. ▸ В системе работы классного руководителя выделяются следующие направления: - непосредственное воздействие на ученика (изучение индивидуальных способностей, интересов, окружения, развития); - создание воспитывающей среды (сплочение коллектива, включение в разные виды деятельности, формирование благоприятной эмоциональной атмосферы; ▸ ядром воспитательной системы и главным ее субъектом является общешкольный коллектив. Школьная среда рассматривается как совокупность межличностных отношений и норм поведения. ▸ Развитие классного коллектива прежде всего предполагает включенность в систему каждого класса в качестве его компонента. Цели, реализуемые в классе, его деятельность, характер отношений, требования к классной среде гармонично сочетаются с педагогическими характеристиками всей школьной системы. Класс является первичным коллективом в структуре общешкольного коллектива и при этом сохраняет свою индивидуальность. Общие цели школы конкретизируются в целях класса. Система строится таким образом, чтобы каждый класс не мог не участвовать в жизни общешкольного коллектива. При этом классу предлагается определенный набор видов деятельности, но не диктуется их содержание и форма. ▸ Большое значение имеет сохранение, поиск, создание и отработка традиций школы: спортивных, праздничных, связанных с началом и окончанием учебного года. Немаловажное значение в организации проведения традиционных мероприятий в нашей школе имеет форма: обязательное музыкальное сопровождение, шуточная и ироничная форма подачи содержания, торжественности и простоты проведения. К основным традиционным мероприятиям в нашей школе относятся: -праздник «День знаний» Дополнительно е образование Взаимодействие с преподавателями ДО для организации работы различных объединений на базе школы Направление воспитательной работы Духовнонравственное Гражданскопатриотическое 26 -праздник «Посвящение в первоклассники» -праздник осени -праздник «Русская зима» - праздник «Прощание с азбукой» -праздник Последнего звонка -выпускной вечер 9-х и 11-х классов -интеллектуально-развивающие(экскурсионные) дни. Сеть объединений дополнительного образования – важная составная часть воспитательной системы. Дополнительное образование осуществляет целостное воздействие на детский коллектив и личность школьника, на его рациональную и эмоциональную сферы, оказывает воздействие на жизненные установки, изменяет поведение ребенка, дает уверенность в себе. Главные идеи Цель - формирование культуры общения учащихся, осознание учащимися необходимости позитивного общения как взрослыми, так и со сверстниками; - передача учащимся знаний, умений и навыков социального общения людей, опыта поколений; - воспитание стремления учащихся к полезному времяпрепровождени ю и позитивному общению - формирование гражданской и правовой направленности личности, активной жизненной позиции; - воспитание гордости за своѐ Отечество и ответственности за судьбу своей страны; - стремление к миротворчеству, Создание условий для позитивного общения учащихся в школе и за еѐ пределами, для проявления инициативы и самостоятельности, ответственности, искренности и открытости в реальных жизненных ситуациях, интереса к внеклассной деятельности на всех возрастных этапах. - воспитание способности делать свой жизненный выбор и нести за него ответственность; - формирование уважительного отношения к народам мира, человечеству, представителям Задачи работы по данному направлению 1. Формировать у учащихся такие качества, как долг, ответственность, честь, достоинство, личность. 2. Воспитывать любовь и уважение к традициям Отечества, школы, семьи. 3. Формировать у учащихся такие качества как: культура поведения, эстетический вкус, уважение личности. 4. Создание условий для развития у учащихся творческих способностей. -формировать у учащихся такие качества, как долг, ответственность, честь, достоинство, личность. -воспитывать любовь и уважение к традициям Отечества, школы, семьи. 27 отстаиванию своей позиции с позиции разума, а не силы; - понимание учащимися избранной ими программы поведения для будущего самоопределения. -сохранение здоровья – одна из основных обязанностей; -образ жизни человека, отношение к своему здоровью определяет здоровье будущих поколений; -экологическое воспитание и экологическая культура должны стать основой здравого смысла в сохранении человеком своего здоровья, его поведения и поступках; -социальное благополучие и успешность человека невозможны без Воспитание здорового образа сохранения физического и жизни (ЗОЖ) психического здоровья; -воспитание привычки к постоянным занятиям физкультурой и спортом не с целью спортивных достижений, а с целью ежедневного оздоровления своего организма; -стремление к воспитанию в человеке воли, характера, стремления к достижению невозможного. других национальностей, к своей национальности, еѐ культуре, языку, традициям и обычаям. - формирование у учащихся всех возрастов понимания значимости здоровья для собственного самоутверждения. - популяризация занятий физической культурой и спортом. -пропаганда здорового образа жизни. – формирование у учащихся культуру сохранения и совершенствования собственного здоровья; разработка системы психолого-медикосоциально-педагогического мониторинга состояния здоровья, физического и психического развития школьников; -создание системы коррекции физического, психологического, социального и нравственного развития обучающихся с использованием комплекса оздоровительных и медицинских мероприятий без отрыва от учебного процесса; - осуществление контроля за организацией учебновоспитательного процесса (далее УВП) с учетом его психологического и физиологического воздействия на обучающихся и соблюдение санитарногигиенических норм организации УВП, нормирование учебной нагрузки и профилактики утомления обучающихся; - организация работы по повышению профессиональной 28 Профилактика дорожнотранспортных происшествий - создание условий , для формирования у обучающихся культуры безопасной жизнедеятельности - создание условий для формирования у школьников устойчивых навыков компетентности педагогов по реализации здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе; информационное обеспечение всех участников образовательного процесса (учителей, обучающихся и их родителей) по вопросам здоровья и здорового образа жизни; активизация участия семьи в решении вопросов охраны и укрепления здоровья детей; - обеспечение условий для практической реализации принципов здоровьесбережения в учебно-воспитательном процессе; - организация научнометодической работы, направленной на профессиональный рост педагогов, через проведение практических занятий, тематических встреч, самообразование и т. п. по решению задач сохранения и развития здоровья обучающихся, формирования здорового образа жизни коллектива школы, культуры физического, психического и социального здоровья участников образовательного процесса; внутришкольное и межведомственное взаимодействие по вопросам организации и реализации здоровьясбережения в условиях образовательного учреждения. - сформировать у учащихся устойчивые навыки соблюдения и выполнения ПДД. - применять современные 29 как участника дорожного движения -профориентационная работа в современной школе является одним из приоритетных направлений. Трудности социальноэкономического, общекультурного характера, сложившиеся в мире и в нашей стране побуждают искать Профориентация эффективные пути решения насущных проблем. Роль школы на современном этапе состоит в правильном ориентировании молодежи на рынке труда, обогащении подростков знаниями, которые помогут им реализовать себя как профессионала, и, в безопасного поведения на улица и дорогах. формы и методы обучения и воспитания детей, инновационные технологии, направленные на предупреждение несчастных случаев на улицах и во дворах. -формирование культуры участника дорожного движения; -воспитание отрицательного отношения к нарушителям норм поведения и Правил дорожного движения; -развитие навыков управления велосипедом в условиях дорожного движения; -развитие самостоятельности и умения рационально организовывать свою деятельность в процессе дорожного движения; -развитие логического и пространственного мышления, воображения, памяти. -создать систему действенной профориентации в образовательном учреждении, которая бы способствовала формированию у подростков и молодежи потребности в профессиональном самоопределении в соответствии с желаниями, способностями каждой личности и с учетом социокультурной ситуации в городе. - сформировать положительное отношение к труду; -научить разбираться в содержании профессиональной деятельности; -научить соотносить требования, предъявляемые профессией, с индивидуальными качествами 30 конечном счете, как личность. Профилактика асоциального поведения обучающихся -создание в образовательном пространстве школы благоприятной атмосферы, позволяющей успешно адаптироваться и социализироваться детям с проблемами в поведении и обучении. -обеспечение взаимосвязи администрации, педагогов школы, инспектора ПДН, Совета профилактики, Совета школы, родителей, со службами профилактики города и района: подразделением по делам несовершеннолетних, комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав, центром социальной помощи, отделом опеки и попечительства, отделом социальной защиты - выявить и проанализировать основные причины и условия, которые способствуют антиобщественным, противоправным действиям детей и подростков, дают мотивацию асоциального поведения, с целью последующего поиска методов и средств их устранения и способов противодействия. -оказание социальнопсихологической и педагогической помощи несовершеннолетним, имеющим отклонения в развитии или поведении либо проблемы в обучении; -выявление несовершеннолетних, находящихся в социальноопасном положении или систематически пропускающих по неуважительным причинам занятия, принятие мер по их воспитанию и получению ими основного общего образования; -выявление семей, находящихся в социально опасном положении; -обеспечение организации общедоступных спортивных секций, технических и иных кружков, клубов и привлечение к участию в них несовершеннолетних; -осуществление мер по реализации программ и методик, направленных на законопослушное поведение. 3. Организационный раздел 3.1.Учебный план определяет: нормативный срок освоения основной образовательной программы среднего (полного) общего образования – 2 года; количество учебных занятий за 2 года на одного обучающегося – не менее 2170 часов и не более 2590 часов (не более 37 часов в неделю). 31 Учебный план предусматривает изучение обязательных учебных предметов: учебных предметов по выбору из обязательных предметных областей, дополнительных учебных предметов, курсов по выбору и общих для включения во все учебные планы учебных предметов, в том числе на углубленном уровне. Учебный план среднего (полного) общего образования как один из основных механизмов реализации основной образовательной программы; Часы компонента образовательного учреждения используются для реализации лицейского образования и выполнения социального заказа. Центр образования реализует лицейское образование в параллелях 10 и 11 классов по традиционным для Центра направлениям: гуманитарно-правовое, экономическое, педагогическое, химико-биологическое, информационно-математическое. С учѐтом многолетней работы Центра образования № 46 по учебным программам с расширением часов в лицейских классах часы школьного компонента используются на расширенную подготовку обучающихся в образовательных областях: математика, информатика, обществознание, право, естествознание (биология, химия). В целях более успешной подготовки обучающихся 10 и 11 классов к профессиональной деятельности в избранных ими областях увеличено количество часов изучение следующих предметов: o обществознание o алгебра и начала анализа o биология o Физика o Русский язык 3.2. Система условий реализации основной образовательной программы в соответствии с требованиями Стандарта. Основная образовательная программа содержит обязательную часть и часть, формируемую участниками образовательного процесса. 32 Обязательная часть основной образовательной программы в полном объеме выполняет требования Стандарта и реализуется во всех образовательных учреждениях, имеющих государственную аккредитацию и реализующих основную образовательную программу. Обязательная часть основной образовательной программы определяет содержание образования общенациональной значимости и составляет 2/3, а часть, формируемая участниками образовательного процесса, – 1/3 от общего объѐма основной образовательной программы. В целях обеспечения индивидуальных потребностей обучающихся в основной образовательной программе предусматриваются: учебные предметы, курсы, обеспечивающие различные интересы обучающихся внеурочная деятельность. 4) общие подходы к организации внеурочной деятельности. Условия реализации основной образовательной программы должны обеспечивать для участников образовательного процесса возможность: достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы в соответствии с учебными планами и планами внеурочной деятельности всеми обучающимися, в том числе одарѐнными детьми, детьми с ограниченными возможностями здоровья и инвалидами; развития личности, еѐ способностей, формирования и удовлетворения социально значимых интересов и потребностей, самореализации обучающихся через организацию урочной и внеурочной деятельности, социальной практики, общественно полезной деятельности, через систему творческих, научных и трудовых объединений, кружков, клубов, секций, студий на основе взаимодействия с другими организациями, осуществляющими образовательный процесс, а также организациями культуры, спорта, здравоохранения, досуга, службами занятости населения, обеспечения безопасности жизнедеятельности; осознанного выбора обучающимися будущей профессии, дальнейшего успешного образования и профессиональной деятельности; работы с одарѐнными обучающимися, организации их развития в различных областях образовательной, творческой деятельности; формирования у обучающихся российской гражданской идентичности, социальных ценностей, социально-профессиональных ориентаций, готовности к защите Отечества, службе в Вооружѐнных силах Российской Федерации; самостоятельного проектирования обучающимися образовательной деятельности и эффективной самостоятельной работы по реализации индивидуальных учебных планов в сотрудничестве с педагогами и сверстниками; 33 выполнения индивидуального проекта всеми обучающимися в рамках учебного времени, специально отведѐнного учебным планом; участия обучающихся, их родителей (законных представителей), педагогических работников и общественности в проектировании основной образовательной программы, в создании условий для ее реализации, а также образовательной среды и школьного уклада; использования сетевого взаимодействия общеобразовательных учреждений, направленного на повышение эффективности образовательного процесса; участия обучающихся в процессах преобразования социальной среды населѐнного пункта, разработки и реализации социальных проектов и программ; развития образовательной, у обучающихся опыта учебно-исследовательской самостоятельной и проектной, и творческой социальной, деятельности: информационно- исследовательской, художественной и др.; развития опыта общественной деятельности, решения моральных дилемм и осуществления нравственного выбора; формирования у обучающихся основ экологического мышления, развития опыта природоохранной деятельности, безопасного для человека и окружающей его среды образа жизни; использования в образовательном процессе современных образовательных технологий; обновления содержания основной образовательной программы, методик и технологий еѐ реализации в соответствии с динамикой развития системы образования, запросов обучающихся и их родителей (законных представителей) с учѐтом особенностей развития субъекта Российской Федерации; эффективного использования профессионального и творческого потенциала педагогических и руководящих работников образовательного учреждения, повышения их профессиональной, коммуникативной, информационной и правовой компетентности; эффективного управления образовательным учреждением с использованием информационно-коммуникационных технологий, современных механизмов финансирования. 3.2.1. Материально-технические условия реализации основной образовательной программы обеспечивают: 1) возможность достижения обучающимися установленных Стандартом требований к предметным, метапредметным и личностным результатам освоения основной образовательной программы; 2) соблюдение: санитарно-гигиенических норм образовательного процесса (требования к водоснабжению, канализации, освещению, воздушно-тепловому режиму, размещению и архитектурным особенностям здания образовательного учреждения, его территории, отдельным помещениям, средствам обучения, учебному оборудованию); 34 требований к санитарно-бытовым условиям (оборудование гардеробов, санузлов, мест личной гигиены); требований к социально-бытовым условиям (оборудование в учебных кабинетах и лабораториях рабочих мест учителя и каждого обучающегося; учительской с рабочей зоной и местами для отдыха; административных кабинетов (помещений); помещений для питания обучающихся, хранения и приготовления пищи, строительных норм и правил; требований пожарной безопасности и электробезопасности; требований охраны здоровья обучающихся и охраны труда работников образовательных учреждений; требований к транспортному обслуживанию обучающихся; требований к организации безопасной эксплуатации улично-дорожной сети и технических средств, организации дорожного движения в местах расположения общеобразовательных учреждений; требований к организации безопасной эксплуатации спортивных сооружений, спортивного инвентаря и оборудования, используемого в общеобразовательных учреждениях; 3.2.2. Психолого-педагогические условия реализации основной образовательной программы обеспечивают: преемственность содержания и форм организации образовательного процесса по отношению к ступени основного общего образования; учѐт специфики возрастного психофизического развития обучающихся; формирование и развитие психолого-педагогической компетентности обучающихся, педагогических и административных работников, родителей (законных представителей) обучающихся; вариативность направлений психолого-педагогического сопровождения участников образовательного процесса (сохранение и укрепление психического здоровья обучающихся; формирование ценности здоровья и безопасного образа жизни; развитие экологической культуры; дифференциация и индивидуализация обучения; мониторинг возможностей и способностей обучающихся, выявление и поддержка одарѐнных детей, детей с особыми образовательными потребностями; психолого-педагогическая поддержка участников олимпиадного движения; обеспечение осознанного и ответственного выбора дальнейшей профессиональной сферы деятельности; формирование коммуникативных навыков в разновозрастной среде и среде сверстников; поддержка детских объединений, ученического самоуправления); диверсификацию уровней психолого-педагогического сопровождения (индивидуальный, групповой, уровень класса, уровень организации); вариативность 35 психолого-педагогического форм сопровождения участников образовательного процесса (профилактика, диагностика, консультирование, коррекционная работа, развивающая работа, просвещение, экспертиза). 3.2.3. Информационно-образовательная среда образовательного учреждения включает: комплекс информационных образовательных ресурсов, в том числе цифровые образовательные ресурсы; совокупность технологических средств ИКТ: компьютеры, иное информационное педагогических оборудование, технологий, коммуникационные обеспечивающих обучение каналы; в систему современной современных информационно- образовательной среде. Информационно-образовательная среда образовательного учреждения должна обеспечивать: информационно-методическую поддержку образовательного процесса; планирование, организацию образовательного процесса и его ресурсного обеспечения; проектирование и организацию индивидуальной и групповой деятельности; мониторинг и фиксацию хода и результатов образовательного процесса; мониторинг здоровья обучающихся; современные процедуры создания, поиска, сбора, анализа, обработки, хранения и представления информации; дистанционное взаимодействие всех участников образовательного процесса (обучающихся, их родителей (законных представителей), педагогических работников, органов, осуществляющих управление в сфере образования, общественности), в том числе с применением дистанционных образовательных технологий; дистанционное взаимодействие образовательного учреждения с другими образовательными учреждениями, учреждениями культуры, здравоохранения, спорта, досуга, службами занятости населения, обеспечения безопасности жизнедеятельности. Эффективное использование информационно-образовательной среды предполагает компетентность работников образовательного учреждения в решении профессиональных задач с применением ИКТ, а также наличие служб поддержки применения ИКТ. Обеспечение поддержки применения ИКТ является функцией учредителя образовательного учреждения. Функционирование информационно-образовательной среды должно соответствовать законодательству Российской Федерации. Учебно-методическое и информационное обеспечение реализации основной образовательной программы: Необходимое для использования ИКТ оборудование отвечает современным требованиям и обеспечивет использование ИКТ: — в учебной деятельности; 36 — во внеурочной деятельности; — в исследовательской и проектной деятельности; — при измерении, контроле и оценке результатов образования; —в административной деятельности, включая дистанционное взаимодействие всех участников образовательного процесса, в том числе в рамках дистанционного образования, а также дистанционное взаимодействие образовательного учреждения с другими организациями социальной сферы и органами управления. Учебно-методическое и информационное оснащение образовательного процесса обеспечивает возможность: — ввода русского и иноязычного текста, распознавания сканированного текста; редактирования и структурирования текста средствами текстового редактора; — создания и использования диаграмм различных видов, специализированных географических (в ГИС) и исторических карт; создания виртуальных геометрических объектов, графических сообщений с проведением рукой произвольных линий; — организации сообщения в виде линейного или включающего ссылки сопровождения выступления, сообщения для самостоятельного просмотра, в том числе видеомонтажа и озвучивания видеосообщений; — выступления с аудио-, видео- и графическим экранным сопровождением; — вывода информации на бумагу и т. п. и в трѐхмерную материальную среду (печать); — информационного подключения к локальной сети и глобальной сети Интернет, входа в информационную среду учреждения, в том числе через Интернет, размещения гипермедиасообщений в информационной среде образовательного учреждения; — поиска и получения информации; — использования источников информации на бумажных и цифровых носителях (в том числе в справочниках, словарях, поисковых системах); — создания и заполнения баз данных, в том числе определителей; наглядного представления и анализа данных; — размещения деятельности продуктов обучающихся познавательной, в учебно-исследовательской информационно-образовательной среде и проектной образовательного учреждения; Обучение осуществляется по следующим программам: Класс 5-9 7-11 Предмет Название авторской программы Автор Русский язык Программа по русскому языку. 5-9 классы. // Разумовская М.М. Программы для общеобразовательных учреждений: Русский язык. 5-9 кл., 10-11 кл. Составитель Е.И. Харитонова, - М.:Дрофа Русский Программа по русскому языку. 5-9 классы. // Разумовская М.М. язык Программы для общеобразовательных 5-11 Литература 5 Математика 6 Математика 711 Алгебра 7-11 Геометрия 711 Физика 5 История 6-7 История 8 История 9- История 37 учреждений: Русский язык. 5-9 кл., 10-11 кл. составитель Е.И. Харитонова, - М.:Дрофа Программа по литературе для 5-9 классов. //Программа по литературе для 5-11 классов общеобразовательной школы. -М.:Русское слово Программа. Планирование учебного материала. Математика 5-6 классы.- М.: Мнемозина Программы общеобразовательных учреждений. Математика 5-6 класс Программа. Планирование учебного материала. Математика 5-6 классы.- М.: Мнемозина Программы общеобразовательных учреждений. Алгебра 7-11 класс// Программа по алгебре. 7 класс - М.: Просвещение Меркин Г.С. Виленкин И.Я. Дорофеев Г.В. Составитель Бурмистрова Т.А., авторы: Макарычев Ю.Н., Миндюк Ю.Н., Нешков К.И., Суворова С.Б. Программы общеобразовательных Погорелов А.В. учреждений. Геометрия 7-11 класс. // Программа по геометрии. 7 класс. -М.: Просвещение Физика. 7-9 классы.// Программы для Н.С.Пурышева, общеобразовательных учреждений. Физика. И.Е.Важеевская Астрономия. 7-11 классы.- М.: Дрофа Введение в изучении истории.// Программа. Баранов П.А., История с древнейших времен до наших Журавлѐва О.Н. дней. 5-11 классы. -М.:«Вентана-Граф» История Древнего мира. 5 класс.//Программы общеобразовательных учреждений.5-11 классы. История. Обществознание.- М.: Просвещение История России. 6-9 классы. //Программы Данилов А.А, общеобразовательных учреждений 5-11 Косулина Л.Г., классы. История. Обществознание.- М.: Просвещение Ведюшкин В.А. Примерная программа основного общего образования по истории 5-9 класс для образовательных учреждений.-М.: Просвещение История России. 6-9 классы. //Программы Данилов А.А, общеобразовательных учреждений 5-11 Косулина Л.Г классы. История. Обществознание.- М.: Просвещение Новая история 7-8 классы.// Программы общеобразовательных учреждений 5-11 классы. История. Обществознание.- М.: Просвещение История России. 6-9 классы: Программы Данилов А.А, 11 6-7 Общество -знание 8 Общество -знание 5-11 Французский язык Информатика и ИКТ Искусство 38 общеобразовательных учреждений.5-11 классы. История. ОбществознаниеПрограммы общеобразовательных учреждений.5-11 классы. История. Обществознание.// Новейшая история зарубежных стран XX-XXI.- М.: Просвещение Обществознание: Программа курса для 6-7 классов общеобразовательных учреждений . -М:ООО «ТИД Русское слово»- РС» 5,6,8 Технология 5-9 Технология (технический труд) Обществознание: Программа курса для 8-9 и 10-11 классов общеобразовательных учреждений.-М:ООО «ТИД Русское слово»РС» «Синяя птица» Программа для общеобразовательный учреждений Н.Н.Гара, Ю.И.Дик. Программы среднего (полного) образования Программа общеобразовательных учреждений «Искусство 8-9 классы». М.:Просвещение, 2010 ИЗО//Программы общеобразовательных учреждений. Изобразительное искусство 5-9 класс Ю.В.Крупская, В.Д. Симоненко. Программа для неделимых 5-8 классов Технология: Программы начального и основного общего образования. –М.: Вентана - Граф,2007г 7 Технология (обслуживаю щий труд) Технология: Программы начального и основного общего образования. –М.: Вентана - Граф,2007г 8-9 Химия 6-7 география 8-9 география Программа курса химии для 8-9 классов общеобразовательных учреждений// Программа курса химии для 8-11 классов общеобразова-тельных учреждений -М.: Дрофа, 2008 География. 6 класс// География. Программы для общеобразовательных учреждений 6-11 классы./Сост. Е.В. Овсянникова.М.: Дрофа География России. Отечествоведение. 8-9 классы//География. Программы для общеобразовательных учреждений 6-11 классы./ сост.Овсянникова Е.В. М.: Дрофа 7-11 8 5-7 5 ИЗО Природоведен Программа основного общего образования по Косулина Л.Г Сороко-Цюпа А.О. Стрелова О.Ю. Козленко С.И. Козленко И.В. Кравченко А.И. Н.А.Селиванова А.Ю.Гаевский Сергеева Г.П., Кашекова И.Э., Критская Е.Д. Шпикалова Т.Я. Ю.В.Крупская, В.Д. Симоненко. Хохлова М.В., Самородский П.С., Синица Н.В., Симоненко В.Д. Хохлова М. В., Самородский П. С., Синица Н. В., Симоненко В. Д. Габриелян О.С. О.А.Климанова, В.В.Климанов Э.В.Ким, Г.Ю. Кузнецов, Г.Я.Лисенкова, В.А.Низовцев, В.И.Сиротин, под ред. А.И. Алексеева Плешаков А.А. ие 6-9 Биология 7 Биология 8 Биология 911 Биология 5-7 Музыка 5-11 Основы безопасности жизнедеятель ности 5-6 Физическ ая культура 711 Физическ ая культура 39 природоведению 5 класс// Программы для общеобразовательных учреждений. Природоведение. 5 класс. Биология. 6-11 классы. - М. Дрофа, 2010 Программа основного общего образования по биологии 6-9 классы// Программы для общеобразовательных учреждений. Природоведение 5 класс. Биология. 6-11 классы. - М. Дрофа, 2010 Биология. Многообразие живых организмов. 7 класс. Программа основного общего образования по биологии. 6-11 классы.// Программы для общеобразовательных учреждений. Природоведение 5 класс. Биология 6-11 класс.-М.:Дрофа, 2010 Человек. 8 класс. Программа основного общего образования по биологии. 6-9 классы.// Программы для общеобразовательных учреждений. Природоведение 5 класс. Биология 6-11 класс.-М.:Дрофа Общая биология. 9 класс. Программа основного общего образования по биологии. 6-9 классы.// Программы для общеобразовательных учреждений. Природоведение 5 класс. Биология 6-11 класс.-М.:Дрофа Программа общеобразовательных учреждений. Музыка 5-7 классы М.:Просвещение, 2010 Программа по курсу «ОБЖ» для 5-9 классов ОУ//Основы безопасности жизнедеятельности. Программы общеобразовате-льных учреждений 1-11 классы. М.: Просвещение, 2007 Физическая культура //Адаптированная региональная программа по физической культуре для 5-7 классов. Физическая культура//Комплексная программа физического воспитания учащихся 1-11 классов. М.:Просвещение. Сонин Н.И. Сонин Н.И., Захаров В.Б. Сонин Н.И., Захаров В.Б. Сонин Н.И. Сонин Н.И., Захаров В.Б., Захарова Е.Т. Критская Е.Д., Сергеева Г.П. А.Т. Смирнов, Б.О. Хренников, М.В. Маслов Никифоров А.А. Лях В.И., Зданевич А.А. Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)